18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Для танцхудожника сцена — везде, а эксперимент — всегда

Танцевальный перформанс становится все более заметным явлением в общей картине российского современного искусства. Истории и врожденным особенностям этого жанра посвящена монография Анны Козониной «Странные танцы»

Название книги Анны Козониной для человека, чья юность пришлась на 1990-е, безошибочно отсылает к «Странным танцам», песне постсоветской группы «Технология», клип на которую был снят на станции московского метро «Беляево». Как и песня, первое издание о российских свободных формах танца, вышедшее в серии Garage Dance, — о тех местах, нередко случайных, где рождаются любовь и танец: о городских локациях, галереях современного искусства, арт-центрах.

Три разворота книги «Странные танцы. Tеории и истории вокруг танцевального перформанса в России» автор посвящает терминам, четко фокусируя внимание на несценических формах современного танца. Анна Козонина убеждена, что танцперформанс не случайно дрейфует в сторону институций современного искусства, в последнее время позволяющих себе больше театральности и дающих площадку танцу, который «не принимается консервативным театром». Танцевальный перформанс, экспериментальный, неконвенциональный, «странный» танец — Козонина находит понятные и убедительные определения всем используемым терминам, что заранее снимает много вопросов.

Первая глава книги представляет собой краткую историю современного танца в России и носит название «От Айседоры Дункан до „Айседорина горя“». Немало страниц посвящено анализу кейсов «танцевального кооператива» «Айседорино горе»: существующий с 2012 года дуэт Дарьи Плоховой и Александры Портянниковой прочно вписан в историю перформансами на ВДНХ, в «Зарядье», в ЦДХ, на площади Большого театра, на лавочках около метро «Новые Черемушки», онлайн-квартирниками и разумными играми с технологиями. Через аналогии с американским проектом театра Judson Church 1960–1970-х Козонина разъясняет причины кризиса театрально-танцевального зрелища и стремления авторов перформансов к сконструированной чистоте и аскезе. Обозначает ситуацию: рассматриваемые работы больше нацелены на исследовательский процесс, чем на производство законченного художественного продукта. Обнажает антропологический пунктум: в танцперформансе предлагается интенсивное совместное переживание настоящего момента. Именно о таких работах читать интереснее всего. Козониной удается передать совместность переживания в разборах, скажем, перформансов «108 соло» и «Действие» Александры Конниковой.

Глава «Активно действовать, никого не подавлять» посвящена коллективному творчеству и «горизонтальным» по способу создания перформансам, работающим в первую очередь с разрушением иерархий. Неформальные объединения, знающие, что в России надо жить долго, скажут, что все это уже было, но для практики всегда важен момент «здесь и сейчас». Программа «СОТА» («Современный танец») Дины Хусейн середины 2010-х, резиденция СТД в Рузе при участии исследователя Кати Ганюшиной и костромского дуэта хореографов «Диалог данс», лаборатория Конниковой в Боярских палатах и «Электротеатре», сообщество Лаборатории современного танца Вагановской академии и петербургской студии «Сдвиг» — все эти проекты принципиально и даже в чем-то болезненно стремятся к тому самому разламыванию иерархий. «То, как сделано искусство, часто не менее важно, чем сам предмет искусства», — замечает Козонина. Она говорит о том, что подключение к сообществу происходит только через практику, и о том, что длительность и интенсивность этой практики важнее ее успешности.

Интересны рассуждения автора о стратегиях собственной деколонизации, поскольку много копий уже было сломано в связи с тезисом о том, что российский современный танец — явление заимствованное. Стратегии эти могут быть разными. Тут и работа с местной историей и современностью через тело («Эскалация героизма», «Факультет чувственности», «Советский жест» того же «Айседорина горя», перформанс «Ударница» Татьяны Чижиковой). И переосмысление западноцентричной истории танца (проект студии «Сдвиг» «Субъективная история танца», где танцхудожники через лекции-перформансы предлагают «аффективно-телесный взгляд» на прошлое). Третья стратегия — в создании текстов о танце самими танцхудожниками. Регулярно пишут Анна Кравченко, Вик Лащенов, Дарья Плохова, Александра Портянникова, Дарья Юрийчук.

Анализ коллективной хореографии, практик соучастия, совместных творческих переживаний в российских танцевальных перформансах, пожалуй, самое важное, что есть в книге Анны Козониной. Это разбор воплощений «совместности, которая предполагает постоянное удержание вместе индивидуальных различий». То, что слова для подвига российских танцевальных перформеров найдены, и есть важнейшая заслуга исследователя.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+