18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Внутри Северного речного вокзала появился «черный ящик» воспоминаний

В здании Северного речного вокзала открылась инсталляция «Комната особого назначения», в которой архитектор Александр Бродский и группа авторов рассказывают историю строительства канала Москва — Волга

Автором инсталляции «Комната особого назначения» заявлен архитектор Александр Бродский, хотя он всего лишь самый титулованный участник проекта. Суть его состояла в том, чтобы разными средствами рассказать историю строительства канала Москва — Волга, грандиозного комплекса гидротехнических сооружений, апофеозом которого стал Северный речной вокзал.

Помимо Бродского, отвечавшего за архитектуру, в проекте приняли участие режиссер и сценограф Илья Шагалов (видеоинсталляция), саунд-дизайнер Артем Маркарьян aka ITSU (звуковое сопровождение), Юрий Шведов (монтаж архивных материалов), Илья Франс (автор текстов). Вдохновляли художников исполнительный продюсер Алина Крочева, куратор Софья Симакова и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Насколько сам вокзал, особенно после образцовой реставрации (эта работа награждена Премией The Art Newspaper Russia в разделе «Реставрация года» в 2021 году), впечатляет своим гармоничным ренессансным видом, настолько чудовищны обстоятельства всей стройки — детища Дмитлага, стоившего жизни сотням тысяч заключенных. Но как рассказать об этом в обстоятельствах сегодняшнего дня, когда вокзал стал модной достопримечательностью и люди, пришедшие полюбоваться им, скорее всего, не готовы погружаться в пучины — словами одного из авторов, Ильи Шагалова — «беспроглядной, беспросветной хтони»?

Художники изложили историю метафорически, не умаляя драматизма, и одновременно возвышенно, как о подвиге. Бродский придумал «черный ящик» — наподобие тех, что остаются после крушения самолетов и хранят самую важную информацию. Шагалов, просмотрев сотни документов и переболев темой, сделал трехканальную видеоинсталляцию — ее показывают внутри куба. Это фрагменты кинохроники 1930-х годов, оцифрованные чертежи и фотодокументы. Изображение подкреплено рваным, авангардным звуковым рядом. Помимо этого, вокруг куба в специально сделанных витринах представлены документы, оформленные методом монтажа в духе Александра Родченко. Одним словом, здесь важны все составляющие.

По словам Ильи Шагалова, ему хотелось передать ужас произошедшего и одновременно невообразимый героизм участников тех событий. Знакомясь с документами, он был поражен тем, насколько обезличенной предстает в них людская масса: не только рядовые строители, но и квалифицированные архитекторы превращались в винтики большого механизма. Стройка была беспримерной борьбой со стихией — водой. В середине 1930-х жителей СССР занимали два события: во-первых, полное солнечное затмение 19 июня 1936 года, а во-вторых, завершение строительства канала Москва — Волга. Наверное, по масштабу космическое явление было сопоставимо с земными делами. По прошествии почти 90 лет сооружение канала уж точно кажется нам делом титанов. С трудом поддается осмыслению, что искусственную реку длиной 128 км и шириной 80 м соорудили, перебросив по ходу через горы, с помощью кирок и лопат.

Всю инсталляцию поместили в так называемую комнату особого назначения. Функция этого помещения до сих пор точно не известна. Сразу после завершения реставрации в 2020 году ее неформально называли «комнатой Сталина», даже поставили туда соответствующую кабинетную мебель: стол, стулья, диван, шкаф. Но вождь вряд ли бывал на вокзале больше двух раз — комната, скорее всего, предназначалась для ВИП-гостей. Благодаря инсталляции Бродского и его соавторов символический смысл роскошного кабинета поменялся на противоположный. Отныне комната — не невольное напоминание о партноменклатуре и палачах, а совершенно осознанный памятник реальным героям.

Посмотреть инсталляцию можно бесплатно или в рамках общих экскурсий по вокзалу, которые устраивает Музей транспорта Москвы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+