18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Внутри Северного речного вокзала появился «черный ящик» воспоминаний

Инсталляция включает фрагменты кинохроники 1930-х годов. Фото: Музей транспорта Москвы
Инсталляция включает фрагменты кинохроники 1930-х годов.
Фото: Музей транспорта Москвы

В здании Северного речного вокзала открылась инсталляция «Комната особого назначения», в которой архитектор Александр Бродский и группа авторов рассказывают историю строительства канала Москва — Волга

Автором инсталляции «Комната особого назначения» заявлен архитектор Александр Бродский, хотя он всего лишь самый титулованный участник проекта. Суть его состояла в том, чтобы разными средствами рассказать историю строительства канала Москва — Волга, грандиозного комплекса гидротехнических сооружений, апофеозом которого стал Северный речной вокзал.

Помимо Бродского, отвечавшего за архитектуру, в проекте приняли участие режиссер и сценограф Илья Шагалов (видеоинсталляция), саунд-дизайнер Артем Маркарьян aka ITSU (звуковое сопровождение), Юрий Шведов (монтаж архивных материалов), Илья Франс (автор текстов). Вдохновляли художников исполнительный продюсер Алина Крочева, куратор Софья Симакова и директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Насколько сам вокзал, особенно после образцовой реставрации (эта работа награждена Премией The Art Newspaper Russia в разделе «Реставрация года» в 2021 году), впечатляет своим гармоничным ренессансным видом, настолько чудовищны обстоятельства всей стройки — детища Дмитлага, стоившего жизни сотням тысяч заключенных. Но как рассказать об этом в обстоятельствах сегодняшнего дня, когда вокзал стал модной достопримечательностью и люди, пришедшие полюбоваться им, скорее всего, не готовы погружаться в пучины — словами одного из авторов, Ильи Шагалова — «беспроглядной, беспросветной хтони»?

Художники изложили историю метафорически, не умаляя драматизма, и одновременно возвышенно, как о подвиге. Бродский придумал «черный ящик» — наподобие тех, что остаются после крушения самолетов и хранят самую важную информацию. Шагалов, просмотрев сотни документов и переболев темой, сделал трехканальную видеоинсталляцию — ее показывают внутри куба. Это фрагменты кинохроники 1930-х годов, оцифрованные чертежи и фотодокументы. Изображение подкреплено рваным, авангардным звуковым рядом. Помимо этого, вокруг куба в специально сделанных витринах представлены документы, оформленные методом монтажа в духе Александра Родченко. Одним словом, здесь важны все составляющие.

Комната-куб, созданная Александром Бродским. Фото: Музей транспорта Москвы
Комната-куб, созданная Александром Бродским.
Фото: Музей транспорта Москвы

По словам Ильи Шагалова, ему хотелось передать ужас произошедшего и одновременно невообразимый героизм участников тех событий. Знакомясь с документами, он был поражен тем, насколько обезличенной предстает в них людская масса: не только рядовые строители, но и квалифицированные архитекторы превращались в винтики большого механизма. Стройка была беспримерной борьбой со стихией — водой. В середине 1930-х жителей СССР занимали два события: во-первых, полное солнечное затмение 19 июня 1936 года, а во-вторых, завершение строительства канала Москва — Волга. Наверное, по масштабу космическое явление было сопоставимо с земными делами. По прошествии почти 90 лет сооружение канала уж точно кажется нам делом титанов. С трудом поддается осмыслению, что искусственную реку длиной 128 км и шириной 80 м соорудили, перебросив по ходу через горы, с помощью кирок и лопат.

Всю инсталляцию поместили в так называемую комнату особого назначения. Функция этого помещения до сих пор точно не известна. Сразу после завершения реставрации в 2020 году ее неформально называли «комнатой Сталина», даже поставили туда соответствующую кабинетную мебель: стол, стулья, диван, шкаф. Но вождь вряд ли бывал на вокзале больше двух раз — комната, скорее всего, предназначалась для ВИП-гостей. Благодаря инсталляции Бродского и его соавторов символический смысл роскошного кабинета поменялся на противоположный. Отныне комната — не невольное напоминание о партноменклатуре и палачах, а совершенно осознанный памятник реальным героям.

Посмотреть инсталляцию можно бесплатно или в рамках общих экскурсий по вокзалу, которые устраивает Музей транспорта Москвы.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+