18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Тамара Вехова: «Искусство Кочейшвили — вне моды и трендов»

В Доме-музее Станиславского и Новой Третьяковке представлена большая двухчастная выставка известного московского художника Бориса Кочейшвили. Куратор Тамара Вехова рассказала об этом крупном проекте

С чего началось ваше сотрудничество с Борисом Петровичем?

Я познакомилась с Борисом Кочейшвили 15 лет назад в Тарусе и сразу попросилась в гости посмотреть его работы. Увиденное произвело на меня, студентку-искусствоведа, такое впечатление, что я побежала домой, собрала все накопления и купила одну из работ — натюрморт с наклонными бутылками. С тех пор я изучаю его творчество и занимаюсь архивом художника. И не перестаю удивляться и открывать в нем новую глубину.

Биография
Борис Кочейшвили
График, живописец, скульптор и поэт

Родился в 1940 году.
Окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года.
Творческий путь начинал в Офортной экспериментальной студии им. И.И.Нивинского под руководством Евгения Тейса, позднее занимался литографией в мастерской на Верхней Масловке.
Работы Бориса Кочейшвили хранятся в почти 40 музейных собраниях, включая Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Русский музей, Музей Людвига и Национальную галерею Грузии. Стихотворения вошли в сборник «Русские стихи 1950–2000. Антология».

Еще…

В чем особенности нынешнего выставочного проекта?

Он называется «Борис Кочейшвили. Я и ОНИ» и является первой ретроспективой 80-летнего художника. В Доме-музее К.С.Станиславского мы показываем экспозицию «Я и Они. Три сестры». Это история о том, как тесно связаны между собой искусство и театр. Борис Кочейшвили вот уже полвека рисует трех сестер, помещая их то в райские места, то в темный лес, а то и вовсе на залитую белым светом сцену. Терапевтический поиск завершенности: если у Чехова фраза обрывается на полуслове, то Кочейшвили берет на себя смелость предложить зрителю разные продолжения этой фразы. Три женских образа выстроились у него в устойчивую композицию, срослись с русской культурой, с канонической Троицей, оставаясь при этом искусством сегодняшним, современным и ярким в своей самобытности.

Основная выставка развернута в залах Государственной Третьяковской галереи. Там творчество Кочейшвили представлено во всей полноте: от ранних графических листов конца 1970-х до скульптурных рельефов и живописи 2020-х. Мы постарались показать максимальное количество вещей — не только искусство, но и бытовые предметы, которые характеризуют художника. В экспозиции среди прочего есть деревянный стул-трон. Архитектор выставки Алексей Подкидышев взгромоздил его под самый потолок, и он символизирует незримое присутствие автора на выставке.

К каждому залу вместе с московским театром Liquid Theatre мы подготовили аудиоспектакль. Зрители услышат (если у них будет смартфон с наушниками) голос Кочейшвили, его стихи и рассуждения о пути художника, комментарии куратора, реплики театрального режиссера Юрия Погребничко — в сопровождении аутентичных звуков мастерской.

Завершает выставку скульптурный портрет Бориса Кочейшвили работы Аделаиды Пологовой, которую он сам считает главным и любимым учителем. Мы также подготовили подробный каталог.

Чем художник близок лично вам?

Его искусство — вне моды и трендов, оно создано без оглядки на зрительскую симпатию и коммерческий расчет. Кочейшвили — камерный мастер, тихий, но внутри своего «я-пространства» бесконечно разнообразный. И еще — безошибочно, в момент узнаваемый. Его ни с кем не перепутаешь. Его произведениям присуща особая театральность: в пространстве листа возникает сцена, где разыгрывается архетипический сюжет, который приобретает неожиданное звучание.

Язык художника универсален, его работы зрелищны, а творчество понятно самому широкому зрителю. Но это не отменяет значения в искусстве Кочейшвили культурного подтекста. Его художественный мир выстроен на диалоге с русской культурной традицией — от Андрея Рублева до Кузьмы Петрова-Водкина, от Антона Чехова до поэзии минималистов. Его работы высоко ценят искусствоведы (о нем не раз писали Александр Боровский, Юрий Герчук, Юрий Молок, Валерий Турчин), коллекционеры и знатоки.

Новая Третьяковка
«Борис Кочейшвили. Я и ОНИ»
12 ноября 2021 — 9 января 2022

Дом-музей К.С.Станиславского
«Я и Они. Три сестры»
До 5 декабря 2021

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+