18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Мастерская Боттичелли в роли лаборатории новаций и идей

№95
Материал из газеты

Музей Жакмар-Андре представляет самого популярного мастера итальянского Кватроченто Сандро Боттичелли как успешного предпринимателя и талантливого дизайнера

Куратор выставки работ одного из самых известных мастеров итальянского Возрождения Сандро Боттичелли в Музее Жакмар-Андре Ана Дебенедетти сосредоточила свое внимание на «художнике в роли дизайнера» и функции его мастерской как «лаборатории идей».

Эта выставка дает зрителю возможность заново оценить знаковые работы Боттичелли в контексте популярных серий и «спин-оффов», которые создавали его одаренные подмастерья. К 1470-му, за годы до того, как Боттичелли создал «Весну» (1477–1478) и «Рождение Венеры» (1482–1483) (обе хранятся в Галерее Уффици и не предоставляются на выставки в других музеях), его мастерская уже активно работала и считалась одной из лучших во Флоренции. Так что, хотя обе эти вершины художественного мастерства несут на себе печать индивидуального таланта Боттичелли, к их созданию, несомненно, приложили руку и его подмастерья.

В выставку вошло множество ключевых работ мастера, в том числе «Мадонна с книгой» (1480, Музей Польди-Пеццоли в Милане) и «Прекрасная Симонетта» (около 1480, Штеделевский институт во Франкфурте-на-Майне), демонстрирующих все характерные черты произведений, которые дают основания приписывать их самому Боттичелли.

Экспозиция погружает посетителей в художественную атмосферу Флоренции XV века и показывает мастерскую художника «не только как физическую организацию в смысле мастера и его помощников, но и как особую творческую установку, когда вы адаптируете и изобретаете в границах очень узкого репертуара форм, например в сфере религиозных образов», — объясняет Дебенедетти. Парижская выставка исследует «восторг воспроизведения мотивов в живописи». Две чувственные «целомудренные Венеры» проиллюстрируют еще одну стратегию боттичеллиевской мастерской: мотивы одних работ — в данном случае «Рождения Венеры» — брались и превращались в очень удачные образы в совершенно другой форме, вне связи с оригинальным контекстом.

Сегодня исследователям известны имена некоторых из подмастерьев Боттичелли, однако, по словам куратора выставки, «очень трудно связать эти имена с конкретными произведениями, ведь от подмастерьев требовалось выполнять указания и никоим образом не выделяться». Тем не менее на выставке сделана попытка назвать ряд имен на основании архивных документов и, например, с осторожностью предположить, что подмастерьем, известным как Мастер готических зданий, был Якопо Фоски.

Еще одна удача — включение в экспозицию алтарного образа Боттичелли «Коронование Богоматери» (около 1492), предоставленного Художественным музеем Басс в Майами-Бич. Картина, которая прежде не экспонировалась в Европе, воссоединилась с четырьмя панелями своей пределлы, выполненными Якопо Фоски.

Как же Боттичелли удалось выработать свой фирменный стиль — одновременно утонченный и индивидуальный, но при этом гибкий, применимый и к живописи, и к изящному дизайну вышивок, шпалер и инкрустаций? Выставка отвечает на этот вопрос, прослеживая эволюцию стиля Боттичелли от ранних работ к поздним. 

Музей Жакмар-Андре
«Боттичелли. Художник и дизайнер»
До 24 января 2022

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+