18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастерская Боттичелли в роли лаборатории новаций и идей

№95
Материал из газеты

Музей Жакмар-Андре представляет самого популярного мастера итальянского Кватроченто Сандро Боттичелли как успешного предпринимателя и талантливого дизайнера

Куратор выставки работ одного из самых известных мастеров итальянского Возрождения Сандро Боттичелли в Музее Жакмар-Андре Ана Дебенедетти сосредоточила свое внимание на «художнике в роли дизайнера» и функции его мастерской как «лаборатории идей».

Эта выставка дает зрителю возможность заново оценить знаковые работы Боттичелли в контексте популярных серий и «спин-оффов», которые создавали его одаренные подмастерья. К 1470-му, за годы до того, как Боттичелли создал «Весну» (1477–1478) и «Рождение Венеры» (1482–1483) (обе хранятся в Галерее Уффици и не предоставляются на выставки в других музеях), его мастерская уже активно работала и считалась одной из лучших во Флоренции. Так что, хотя обе эти вершины художественного мастерства несут на себе печать индивидуального таланта Боттичелли, к их созданию, несомненно, приложили руку и его подмастерья.

В выставку вошло множество ключевых работ мастера, в том числе «Мадонна с книгой» (1480, Музей Польди-Пеццоли в Милане) и «Прекрасная Симонетта» (около 1480, Штеделевский институт во Франкфурте-на-Майне), демонстрирующих все характерные черты произведений, которые дают основания приписывать их самому Боттичелли.

Экспозиция погружает посетителей в художественную атмосферу Флоренции XV века и показывает мастерскую художника «не только как физическую организацию в смысле мастера и его помощников, но и как особую творческую установку, когда вы адаптируете и изобретаете в границах очень узкого репертуара форм, например в сфере религиозных образов», — объясняет Дебенедетти. Парижская выставка исследует «восторг воспроизведения мотивов в живописи». Две чувственные «целомудренные Венеры» проиллюстрируют еще одну стратегию боттичеллиевской мастерской: мотивы одних работ — в данном случае «Рождения Венеры» — брались и превращались в очень удачные образы в совершенно другой форме, вне связи с оригинальным контекстом.

Сегодня исследователям известны имена некоторых из подмастерьев Боттичелли, однако, по словам куратора выставки, «очень трудно связать эти имена с конкретными произведениями, ведь от подмастерьев требовалось выполнять указания и никоим образом не выделяться». Тем не менее на выставке сделана попытка назвать ряд имен на основании архивных документов и, например, с осторожностью предположить, что подмастерьем, известным как Мастер готических зданий, был Якопо Фоски.

Еще одна удача — включение в экспозицию алтарного образа Боттичелли «Коронование Богоматери» (около 1492), предоставленного Художественным музеем Басс в Майами-Бич. Картина, которая прежде не экспонировалась в Европе, воссоединилась с четырьмя панелями своей пределлы, выполненными Якопо Фоски.

Как же Боттичелли удалось выработать свой фирменный стиль — одновременно утонченный и индивидуальный, но при этом гибкий, применимый и к живописи, и к изящному дизайну вышивок, шпалер и инкрустаций? Выставка отвечает на этот вопрос, прослеживая эволюцию стиля Боттичелли от ранних работ к поздним. 

Музей Жакмар-Андре
«Боттичелли. Художник и дизайнер»
До 24 января 2022

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+