18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Музей Эдварда Мунка в Осло обрел новое здание и другое наименование

№96
Материал из газеты

В ультрасовременный билдинг на берегу Осло-фьорда переехали 28 тыс. экспонатов, которые Эдвард Мунк завещал родному городу. Теперь это самый большой в мире музей, целиком посвященный творчеству одного-единственного художника

Директор музея Стейн Олав Хенриксен признавался накануне открытия, состоявшегося 22 октября: «С одной стороны, страшновато, с другой — чувствуешь огромное воодушевление». Причудливая 13-этажная башня, расположившаяся в Осло в прибрежном районе Бьорвика, распахнула двери для посетителей спустя десятилетие после начала строительства. Назвать новый музей решили просто — MUNCH. Его история уже со стадии эскизного проектирования сопровождалась драматическими событиями и гигантскими проблемами с логистикой. В результате всех перипетий появился крупнейший в мире музей, посвященный одному художнику.

Экологически продуманное сооружение, возведенное по проекту испанского архитектурного бюро Estudio Herreros (реализация проекта, по слухам, обошлась в 2,25 млрд норвежских крон, что составляет $260 млн), искусно вписано в береговую линию Осло — почти как фигура персонажа из знаменитого «Крика». Выставочные залы расположены на всех этажах башни, а на самом ее верху устроен панорамный ресторан. Это колоссальная сцена для выдающегося наследия Эдварда Мунка (1863–1944), который перед смертью завещал городу около 28 тыс. работ: картины, рисунки, скульптуры, гравюры и фотографии, а также архив и личные вещи.

С 1963 года коллекция хранилась в относительно небольшом здании в жилом районе Тойен. В 2004-м оттуда были украдены две ценнейшие картины — «Крик» (1910) и «Мадонна» (1894), что послужило активным стимулом к принятию решения о переезде. Пропажи позднее обнаружили, но, как говорит Хенриксен, «после ограбления возникло ощущение, что строительство нового здания музея откладывать больше нельзя». Меры безопасности тогда резко усилили, однако была и еще одна причина для ускорения новоселья: сами условия для хранения и демонстрации наследия Мунка оставались, по словам директора, «не на том уровне, которого заслуживает эта коллекция». Новый музей, возведенный рядом со знаменитым оперным театром, по экспозиционной площади впятеро превосходит старый.

Мэрия Осло в 2008 году объявила международный конкурс среди архитекторов, но что-то пошло не так. «Только два года спустя конкурс отменили, а затем, еще через два года, объявили снова», — вспоминает Хенриксен. Политики тоже вставляли палки в колеса, бесконечно споря по поводу стоимости строительства, выделенной площадки и дальнейшей судьбы старого музея. Дебаты продолжались до тех пор, пока в норвежском парламенте по всем вопросам не удалось собрать большинства голосов. В итоге здание в Тойене станет частью окрестного парка, после реконструкции его займут развлекательные заведения.

По словам Хенриксена, самым непростым эпизодом переезда стала транспортировка огромного полотна «Исследователи» (1911–1925), площадь которого составляет около 50 кв. м. «Его нужно было вытащить через крышу, перевезти через город на грузовиках, а затем на пароме с одного берега фьорда на другой, — рассказывает директор музея. — Потом мы поднимали холст к небольшому люку на шестом этаже. Грузчики свешивались с крыши. Если бы подул ветер, они бы пострадали». Полезным следствием переезда стали инвентаризация и почти полная оцифровка коллекции.

«Завещание Мунка представляет собой „всю его жизнь“», — говорит Йон-Уве Стейхёуг, руководитель отдела выставок и коллекций музея. MUNCH отделяет художника от его работ — таков кураторский принцип. Произведения расположены скорее тематически, чем по хронологии. Так, постоянная экспозиция включает разделы «Бесконечность», обзор основных тем и мотивов Мунка, и «Монументальность», куда внедрены огромные полотна «Исследователи» и «Солнце». А вот раздел «Тени» исследует саму жизнь художника и, в частности, его последние годы, проведенные в поместье Экелю в пригороде Осло.

Цифровые экспонаты и впервые представленные публике личные вещи Мунка — от мебели до художественных материалов и даже окурков — помогают воссоздать иммерсивный и виртуальный образ дома художника, который был снесен в 1960 году. По словам Стейхёуга, экспозиция «раскрывает Мунка как личность с новой стороны».

Масштаб здания в Бьорвике позволяет вписать коллекции в различные, возможно неожиданные, контексты. Первой выставкой, открывающей обновленный музей, стала «Одиночество души», где в заочный диалог с Мунком вступает Трейси Эмин. Премьера проекта состоялась в Королевской академии художеств в Лондоне, а сейчас он занимает два этажа в MUNCH. Бронзовая 9-метровая скульптура Эмин «Мать» будет установлена у входа в музея весной следующего года, когда начнется коллаборация с норвежской блэк-метал-группой Satyricon. Стейхёуг говорит, что стратегически кураторы «не стремятся в вечность» и, вероятно, со временем в музее будут происходить «органичные изменения».

MUNCH позиционирует себя как нечто большее, чем просто музей. Он претендует на то, чтобы стать центром притяжения не только для ценителей искусства, но и для проходящих мимо покупателей, и для отдыхающих на набережной. «Забудьте все, что вы знаете о музеях, у нас будет совершенно иначе», — говорит Хенриксен.

В новом музее предусмотрена возможность проведения и гастрольных выставок-блокбастеров. И хотя директору, по его словам, пока не поступали предложения мечты, он отмечает, что отголоски творчества Мунка ощутимы в произведениях некоторых тяжеловесов современного искусства вроде Джаспера Джонса или Ансельма Кифера. Что ж, будем следить за анонсами.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+