18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Горки: не только ленинские, но и морозовские

№95
Материал из газеты

За последние годы утративший актуальность советский мемориал превратился в современный образцово-показательный музей, где теперь в чести обстоятельства не одной лишь политической истории СССР

Если вы давно не были в Горках Ленинских, где 21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин и где через четверть века после его смерти открылся мемориальный музей, вам надо срочно там побывать: за последние пять лет в музее произошли кардинальные перемены. И это несмотря на то, что формат его с трудом поддавался трансформации.

В системе советских ценностей Горки были чем-то наподобие храма Гроба Господня — священным местом, где завершило свой путь земное божество и где ничего нельзя трогать. В барском доме, в котором Владимир Ильич провел последние годы жизни, все было оформлено так, словно он умер только что: часы остановлены, мебель затянута белыми чехлами, на зеркалах траурные ленты и венки по стенам. Посещение заповедника входило в пакетный туризм, народная тропа к святилищу не зарастала, ежегодно сюда приезжало около миллиона человек. Подчиняясь напрямую ЦК КПСС, музей не испытывал проблем с финансированием. В 1990-е все это благополучие рухнуло, к середине 2000-х количество посетителей сократилось до 15 тыс. в год.

Новую эру здесь отсчитывают от 2015 года. «Музей поставили на частичную реставрацию, и именно тогда Министерство культуры и дирекция совместно приняли революционное решение — сделать из музея не некрополь, а усадьбу. Восстановить ее в том варианте, в каком Ленин ее впервые увидел, а не в том, в каком она осталась после его смерти», — рассказывает директор Олег Хромов. И это изменило все. Из дома убрали траур. Под белыми чехлами прекрасно сохранилась мебель из красного дерева и карельской березы. Обивочные ткани и шторы повторили по образцам из запасников, на полы вернули ковры, на столы и камины — посуду и вазы мейсенского фарфора. И дом заблистал.

Горки — это не только место, где умер Ленин. «Самый ранний музейный экспонат — топор фатьяновской культуры, ему более 4 тыс. лет, — поясняет Олег Хромов. — Собственно усадьба существует пять веков: первый ее владелец Гаврила Спасителев упоминается в источниках в середине XVI столетия. Род Спасителевых имел западноевропейские корни, они приехали в Россию в свите Софьи Палеолог. С XVIII века усадьба принадлежала семье Дурасовых, с 1824 года — генерал-лейтенанту Александру Писареву, участнику войны с Наполеоном. А в начале XX века земли купила одна из богатейших женщин России — Зинаида Морозова. Здесь она поселилась со своим третьим мужем, экс московским градоначальником Анатолием Рейнботом».

Золотой век усадьбы Горки пришелся на 1909–1918 годы. Зинаида Морозова превратила ее в процветающее сельскохозяйственное предприятие с молочной фермой, полями пшеницы, оранжереей, где выращивали тропические фрукты и цветы. Рабочих она выписывала из Прибалтики; построенные для них дома сохранились до наших дней. За обустройство и расширение хозяйского дома отвечал Федор Шехтель (1859–1926). Интерьеры были обставлены с изяществом и роскошью. На первом этаже разбили зимний сад; при спальнях сделали ванные комнаты с английской сантехникой; к располагавшейся во флигеле кухне проложили подземный коридор. В доме имелись паровое отопление, электричество от автономного генератора и телефон. Собственно, за все эти блага цивилизации Горки и выбрал своей резиденцией вождь мирового пролетариата.

Сейчас это прекрасно сохранившийся памятник усадебного быта рубежа XIX–XX веков. Имение в его современном виде — это еще и дань памяти Зинаиде Морозовой (умершей в 1947 году в нищете и забвении в подмосковном Ильинском), ее супругу (расстрелянному в 1918-м) и гениальному архитектору Федору Шехтелю, также бедствовавшему после революции.

Хотя и о Ленине здесь, естественно, не забыли. Просто повествование о нем переместилось в другое здание. Примерно в километре от основного усадебного комплекса располагается дореволюционная дача семейства Бахрушиных. В 1994-м сюда из Кремля перенесли кабинет и квартиру Ленина (а заодно и зал заседаний Совнаркома), которые до этого находились в здании Сената. Музей-заповедник пополнился 42 тыс. единиц хранения, в том числе гигантской ленинской библиотекой с его собственноручными пометками на книгах. Вот в этих интерьерах экскурсоводы и рассказывают о трагических последних годах жизни основателя Советского государства. Желающих прикоснуться к легенде немало: в докоронавирусном 2019 году музей принял 190 тыс. посетителей.

Третье ядро заповедника — Научно-культурный центр. Именно его первым видят все посетители Горок, и здание это впечатляет. Похожий то ли на египетский, то ли на древнегреческий храм с величественными пропилеями, Научно-культурный центр был последним музейным сооружением в СССР. Его ввели в строй в 1987 году. Автором проекта был архитектор Леонид Павлов, называвший это строение своим Парфеноном. По прошествии 35 лет здание выглядит идеальным образцом советского брутализма, доведенного в тяжеловесном лаконизме и репрессивной образности до апогея. Музейная экспозиция прославляет революцию и дело Ленина, но если отвлечься от смысла и смотреть только на форму, то сценография и сегодня поражает воображение. «Фишка» убранства — аудиовизуальные кубы, где с помощью скульптур и зеркал меняются объемные сцены. Описать их трудно — это надо видеть. В музее впервые были использованы компьютеры Apple (в 1985 году Стив Джобс приезжал в Советский Союз, он их и привез) и пульты дистанционного управления.

В 2018 году новым директором Горок стал Олег Хромов, до этого работавший главой Ленинского района Подмосковья. Имея большой опыт муниципального управления, он, как когда-то Зинаида Морозова, превратил заповедник в образцово-показательное поместье с аккуратно скошенными лугами (общая площадь территории — 240 га), обихоженным лесом и асфальтированными дорожками. «Мы по-прежнему остаемся научным учреждением, проводим конференции, выпускаем сборники, изучаем свою коллекцию, но одновременно мы взяли курс на событийный туризм. Хотим, чтобы зрители возвращались к нам снова и снова», — рассказывает директор.

Летом Игорь Бутман проводит в Горках большой джазовый фестиваль, на который собирается до 10 тыс. зрителей. Зимой в музее отмечают Рождество, на Масленицу сжигают 15-метровое чучело, самое большое в Подмосковье. Здесь есть свои фирменные праздники, например «Хоровод хоров», поддерживающий народные фольклорные коллективы, и «Шапка-фест», посвященный головным уборам. На территории Горок располагаются Кинодеревня и Киногород — настоящие кинематографические декорации, в которых снимались многие фильмы. Есть свой отель, несколько точек общепита. В планах — открытие арт-резиденции, чтобы приглашать и вдохновлять современных художников на создание произведений о Горках. Работает при музее и Клуб друзей. Одно из недавних благотворительных мероприятий — «Сиреневый вечер», где собирали деньги на реставрацию уникального музейного пианино с четырьмя педалями.

Сегодня Горки живут под лозунгом «Музей, сохранивший эпоху». Не отвергая ни советский период, ни дореволюционный, музей-заповедник в своей обширной экспозиции представляет разные этапы отечественной истории. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+