18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Медного всадника отреставрируют ко дню рождения Петра I

В Петербурге началась реставрация самого знаменитого памятника основателю города Петру I — Медного всадника Этьена Фальконе. Вокруг памятника, ставшего символом города, уже установлены леса

Монумент на Сенатской площади Санкт-Петербурга отреставрируют к 350-летию со дня рождения первого российского императора, которое будет отмечаться в 2022 году. Это вторая в истории существования памятника масштабная реставрация. По планам Государственного музея городской скульптуры Петербурга, заказчика работ, предстоит заняться всеми памятниками Петру I, стоящими на учете в музее.

«По своим эстетическим, художественным качествам Медный всадник не имеет аналогов, — считает Надежда Ефремова, старший научный сотрудник Музея городской скульптуры, его главный хранитель. — Автор, Этьен Фальконе, был не только замечательным скульптором, но и гениальным инженером. Его расчет ветровой нагрузки, определение центра тяжести, других параметров — совершенно выдающаяся работа. Отреставрировать этот монумент — наш долг и перед основателем города, и перед создателями памятника».

Медный всадник, самый известный памятник Петру I, был установлен по указу Екатерины II в 1782 году, к 110-й годовщине со дня рождения первого императора России. За свою почти 240-летнюю историю он стал символом Петербурга. Но за все эти годы он всего лишь раз подвергался серьезной реставрации — 45 лет назад, в 1976 году. Тогда, по словам Надежды Ефремовой, специалисты обнаружили серьезные повреждения скульптуры, в частности, трещины на задних ногах коня, видимые невооруженным глазом. К счастью, как показало исследование, опорная конструкция не пострадала. Пришлось делать масштабные вставки из бронзы, чтобы закрыть повреждения. Тогда же установили точную конфигурацию обводного каркаса и то, как опорные точки скрепляются с постаментом, — в частности, был обнаружен еще один стержень, скрепляющий фигуру змеи с камнем. Реставрация 45-летней давности буквально спасла Медного всадника от серьезных проблем.

Сейчас памятник, по мнению специалистов, находится во вполне удовлетворительном состоянии. Как рассказала Надежда Ефремова, в 2019–2020 годах специалисты музея провели детальное обследование его состояния и установили на поверхности заметные очаги «бронзовой болезни» — коррозии металла, а также обнаружили очень мелкие трещины у основания хвоста коня, одной из трех опорных точек монумента. Кроме того, оказалось, что свинцовая заливка в том месте, где копыта коня соприкасаются с камнем постамента, деструктирована.

Теперь специалистам предстоит удалить очаги «бронзовой болезни» и закрыть эти места слоем защитной патины, а также расчистить швы между частями постамента и герметизировать их. Третий элемент работ — реставрацию каменной отмостки вокруг монумента с заменой поврежденных гранитных плит — уже начали.

«Мы завершаем установку лесов вокруг памятника и сооружение тепляка, — рассказал изданию Юрий Щедров, генеральный директор ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“», исполнителя работ. — Вся реставрация на памятнике будет проводиться при температуре не ниже 15 градусов тепла, как того требуют технические условия. Начнем с расчистки поверхности, уберем очаги бронзовой болезни, уплотним патину, займемся антикоррозийной защитой».

Всего в Петербурге установлено 17 памятников Петру I, но только пять из них находятся на учете в Государственном музее городской скульптуры. Это две конные группы — Медный всадник и памятник у Михайловского замка, выполненный еще при жизни Петра I и при его участии Бартоломео Карло Растрелли (отцом известного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли). Кроме того, бюст перед Домиком Петра на Каменном острове и две скульптуры императора в полный рост — в Петровском парке Кронштадта и на Большом Сампсониевском проспекте в Петербурге.

Отреставрированы будут два из них, работа над бюстом перед Домиком Петра уже началась. Остальную скульптуру только почистят. Всего на реставрацию Медного всадника выделено 40 млн руб., работы планируется завершить уже к середине декабря 2021 года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+