18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Озарения Мартина Кемпа в новой книге, посвященной Данте и искусству

№95
Материал из газеты

Был ли свет неугасимый, который описал поэт в «Божественной комедии», источником вдохновения для художников Возрождения и барокко, разбирается в новой книге «Видения небес» известный исследователь Мартин Кемп

Злосчастный ковид остановил, прервал и укоротил многие культурные события по всему миру. В том числе те, которыми в этом году планировалось отметить 700-летие со дня смерти Данте Алигьери (1265–1321). Но все же в прошлом году была опубликована книга «Данте», монументальный труд Джона Тука, величайшего в Британии специалиста по творчеству этого поэта. А теперь еще вышла книга Мартина Кемпа — автора, который не нуждается в представлении, — под названием «Видения небес: Данте и искусство Божественного Света». Она тоже служит ценным вкладом в дантовскую тему.

В задачу автора входило, с одной стороны, провести сравнение научного и метафорического (теологического) понимания света и пространства в «Божественной комедии», в частности в «Рае», а с другой — исследовать изображение божественного света в живописи итальянского Возрождения и барокко.

Работа Кемпа начинается с обзора воззрений ученых позднего Средневековья в области оптики и света. Затем он излагает собственные представления о том, каковы были познания в этой сфере у его героя и что интересовало Данте в том феномене, который исследователь назвал «ослеплением» поэта при столкновении со splendore, ослепительным сиянием, в эмпиреях.

В следующей главе Кемп анализирует четыре иллюминированных манускрипта «Божественной комедии», воздавая особую хвалу рисункам Боттичелли 1490-х годов и печатной книге Марколини 1544 года с гравюрами на дереве. Это самые ранние попытки художников обратиться к описанию неописуемого в дантовском «Рае». Как ни странно, Кемп нигде не упоминает золотой «божественный» свет рая на мозаиках VI века в Равенне как возможный источник яркости света у Данте. А ведь именно в Равенне тот написал большую часть своей поэмы.

В следующих двух главах сопоставляется изображение Бога в дантовском «Рае» и у художников итальянского Возрождения — от Джотто до Тициана (с неожиданным включением Грюневальда). То же сопоставление произведено и в отношении художников барокко, главным образом римского, или их последователей. Ланфранко, Пьетро да Кортона, Гаулли (Бачиччио), Бернини, Андреа Поццо, Рубенс — каждый из них изображал небесные силы, расписывая большие своды, купола или плафоны. Корреджо представлен здесь как вдохновитель этих иллюзионистских небесных историй в живописи.

Далее Кемп отправляется в окольное путешествие, связывая между собой наполненные светом, но недолговечные паралитургические (не входящие в церковный канон) и театральные конструкции, например для 40-часовой службы или придворного свадебного праздника. Он соединяет художников второго ряда, расписывавших в XVI веке купола и потолки римских соборов, с крупными представителями барочного иллюзионизма, о которых говорилось в предыдущей главе. Стержневой здесь оказывается фигура Федерико Цуккаро, флорентийского художника и первого директора Римской академии художеств. Кемп считает его связующим звеном между великим флорентийским поэтом и римской живописью.

Заканчивает же автор свой труд рассуждением на тему, есть ли абсолютный предел тому, что мы надеемся когда-нибудь узнать. Он привлекает мыслителей разного времени — от Фомы Аквинского и Николая Кузанского до Гейзенберга и Гёделя, чтобы наконец ответить: нельзя словами и картинами выразить невидимую, трансцендентную реальность Бога; естественный свет и его живописная имитация просто хороши сами по себе. Автор приходит к вялому заключению, что творчество начинается там, где заканчивается наука.

Пожалуй, читателю и зрителю нужна особая восприимчивость, чтобы видеть Дантово там, где видит Кемп. Он настаивает на том, что именно божественный свет Данте возникает во всех художественных работах, на которые он ссылается. Однако, похоже, проблема заключается в неудачном сопоставлении двух разных категорий — поэзии и живописи, яблок с грушами. В конце концов, сам Данте говорит, что единственно возможный ответ на вопрос о том, кто несет этот свет, должен быть таков: Сам Бог, Вечный Свет. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+