Кирпич попал в авангард общественной дискуссии

Конструктивистские жилые дома на Шаболовке. Фото: Юлия Серегина
Конструктивистские жилые дома на Шаболовке.
Фото: Юлия Серегина
№95, октябрь 2021
№95
Материал из газеты

Ожесточенная дискуссия вокруг ремонта комплекса конструктивистских домов на Шаболовке показала, что проблема покраски исторических зданий — наболевшая для Москвы

Закрашивать краской кирпичные фасады — старинная московская забава, а если серьезно — проблема строительно-реставрационного комплекса. По мнению архитектора и реставратора первой категории Сергея Конева, в России, в отличие от Европы, нет такой профессии — реставратор-каменщик. У нас покрашены даже знаковые сооружения вроде Московского Кремля, Новодевичьего и Донского монастырей — что уж говорить о зданиях XX века. Недавно жаркая дискуссия разгорелась по поводу нового цвета конструктивистских жилых домов на Шаболовке. Летом в ходе ремонта два дома радикально поменяли цвет на насыщенно-красный. Это не всем понравилось. Собак повесили на районного активиста, известного куратора выставок Александру Селиванову. Жительница Оксана Карлова призвала «стучаться во все двери»: «Историк архитектуры „по понятиям“ раскрасила за бюджетные деньги два дома из ансамбля памятника архитектуры, солгав повсюду, что это „исторические цвета фасадов“, набрав себе сторонников среди невежественных жителей». Ее поддержал в Facebook архитектор и художник, лауреат Премии TANR Юрий Аввакумов: «В Хавско-Шаболовском жилмассиве в рамках капремонта идет „авангардный“ эксперимент. Его проводит Александра Селиванова. Изначально кирпичные жилые дома красятся в „томатно-красный“ цвет… Проблема в том, что цвет этот к исторической правде, а в данном случае она должна играть первую роль, так как жилмассив — памятник архитектуры, отношения не имеет».

Все это удивительно. Александра Селиванова — кандидат архитектуры, главный куратор нашумевшей выставки про ВХУТЕМАС в Музее Москвы, создатель и руководитель Центра авангарда и куратор галереи «На Шаболовке», которые как раз и располагаются в легендарном конструктивистском квартале — Хавско-Шаболовском жилмассиве. Если и есть в Москве десять специалистов, которые всё-всё об этом квартале и его авторе, архитекторе Николае Травине (1898–1975), знают, то Александра точно в их числе. То, что жилмассив стал сегодня модным местом, где стремится купить квартиры творческая интеллигенция, — тоже во многом заслуга Селивановой. Она здесь родилась и последние десять лет живет. Но сколь бы ни был велик ее вклад в изучение и популяризацию конструктивизма, она не в состоянии единолично «руководить экспериментом» по покраске многоквартирных домов. Наша жизнь так бюрократически сложно устроена, что на любые действия властей, особенно по ремонту жилфонда, надо получать десятки разрешений и согласований. Так что выбор колера был решением коллективным. Хотя Александра процесс инициировала.

Покраска комплекса домов в красный цвет вызвала ожесточенную публичную дискуссию. Фото: Архив Александры Селивановой
Покраска комплекса домов в красный цвет вызвала ожесточенную публичную дискуссию.
Фото: Архив Александры Селивановой

В 1927 году Николай Травин, молодой выпускник ВХУТЕМАСа, со товарищи вы­играл конкурс на застройку экспериментального квартала. Сами дома были стандартными для своего времени, «фишка» состояла в том, что их поставили галочкой — под углом 45 градусов к сетке улиц. Дома были из красного кирпича, часть секций оштукатурена. Сохранилась цветовая раскладка самого Травина для одного корпуса. Специалисты насчитали до семи различных оттенков в его фасадах. Он полагал, что дома надо красить по-разному, чтобы жители легко ориентировались в квартале. Судя по черно-белым фотографиям 1930-х годов, жилмассив был стильно полихромным: открытая кирпичная кладка сочеталась с несколькими оттенками белой и охристой штукатурки. Но прошло почти 100 лет, дома неоднократно перестраивались, надстраивались, их давно красят в поросячий бежево-розовый цвет. И первоначальная идея состояла в том, чтобы вернуть жилмассиву исторический колер. В идеале — очистить кирпичную кладку, добавить, где надо цветную штукатурку, а также серым цветом (согласно Венецианской хартии) выделить места позднейших надстроек.

Покраска домов обсуждается как минимум пять лет, с 2016 года. Вначале — с архитекторами, реставраторами и заинтересованными жителями района, теми, кто сплотился вокруг открытого в 2014 году Центра авангарда. Потом подключилась муниципальный депутат Анна Десятова. Делегация ходила в Департамент культурного наследия города Москвы, показывала эскизы Травина, старые фотографии и слышала в ответ, что реставрация — процесс затратный и, может быть, она случится лет через 10–15. Последний раз представители района были у властей в феврале 2021 года. В департаменте им предложили самим собрать деньги на экспертизу, провести зондажи и определить первоначальные исторические цвета, сформировать пакет документов и после этого обещали рекомендовать ремонтникам придерживаться исторической гаммы.

Ярко-красный цвет стен стал компромиссом между желаниями и возможностями. Фото: Юлия Серегина
Ярко-красный цвет стен стал компромиссом между желаниями и возможностями.
Фото: Юлия Серегина

Ситуация резко изменилась в апреле, чему, возможно, содействовал ошеломительный успех дома Наркомфина. Шедевр конструктивизма после реставрации заблистал в первозданной красоте, и каждый московский район решил завести у себя объект в том же духе. В Хавско-Шаболовском жилмассиве как раз собирались ставить несколько домов на плановый ремонт. И власти сами позвонили в Центр авангарда: «Так что вы там говорили насчет цвета?»

Опираясь на эскиз Травина, для двух первых корпусов выбрали цвет Ral 3013 tomatenrot. Он не имитирует кирпич, так как, по словам Александры Селивановой, «имитация и подделка, „изображение материала“ противоречит идеологии и концепциям архитекторов авангарда». То, что получилось, далеко от идеала, но во много раз лучше цвета невинного детского тельца, доминирующего в жилмассиве. И это только начало: другие корпуса будут красить иначе, чтобы вернуть всему району полихромность. В одном из красных домов живет куратор Института «Стрелка» Антон Кальгаев, также участвовавший в обсуждении проекта. У него цвет возражений не вызывает.

Покраска домов обсуждается с 2016 года. Фото: Юлия Серегина
Покраска домов обсуждается с 2016 года.
Фото: Юлия Серегина

По-хорошему, фасады надо пескоструить или открывать кирпичную кладку другими щадящими способами. Но этих специфически реставрационных работ нет в смете обыкновенного планового ремонта. Ремонт — это поддержание объекта в надлежащем виде, а не возвращение первоначального облика.

По словам Александра Жданова из ГАУ «МосжилНИИпроект», осуществлявшего строительный контроль во время ремонта домов, пескоструй раз в десять дороже покраски. В то же время строители вели себя весьма деликатно, и те детали, которые можно было сохранить, например деревянные перила, они очищали от краски и оставляли на прежнем месте. То есть все стороны стремились сделать максимально хорошо в сложившихся обстоятельствах и при ограниченном бюджете.

И общественность, конечно, была в курсе. В 2017 году Центр авангарда проводил даже уличную выставку, представив у каждого дома стенды с вариантами покраски, близкой к исторической. «Невежественные жители» (среди них — архитекторы, историки, искусствоведы, дипломаты, преподаватели вузов) написали письмо в поддержку новой покраски: «Мы понимаем, что реставрационными приемами, в частности расчисткой кирпича при помощи пескоструя, без отселения жителей провести работы в рамках выделенного Фондом капитального ремонта (ФКП) бюджета невозможно… Тем не менее удалось найти компромиссы между возможностями ФКП и первоначальным проектом». 

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
Дуэли в Кремле, Цой в московском Манеже, Арчимбольдо в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также Куинн, Пистолетто и многие другие хиты, которые из-за пандемии мы ждем вот уже несколько лет
24.12.2021
Самые ожидаемые выставки 2022 года в России
3
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
Музеи в Подмосковье и ближайших регионах активно привлекают внимание туристов, готовых на короткие зимние поездки, любопытными выставочными проектами
24.12.2021
Выставки за пределами Москвы, куда стоит отправиться в новогодние праздники
4
Лучшие выставки для новогодних каникул
В какие музеи стоит сходить в Москве и Петербурге в первые недели января: рекомендации по современному искусству, дизайну и старым мастерам
24.12.2021
Лучшие выставки для новогодних каникул
5
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
6
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
7
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Начальник управления корпоративной социальной ответственности, старший вице-президент банка ВТБ Наталья Кочнева рассказала нам о современных вариантах взаимодействия бизнеса и культуры
27.12.2021
Наталья Кочнева: «Ситуация, когда бизнес помогал культуре, только лишь давая деньги, безнадежно устарела»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+