18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Ростов Великий на пороге реконструкции

№95
Материал из газеты

Обещают, что к 2024 году в городе появится культурно-развлекательный и музейный кластер, примыкающий к знаменитому музею-заповеднику «Ростовский кремль»

Недавно запущен широкомасштабный инвестиционный проект под названием «Ростов Великий — духовный центр России» (соглашение о нем было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в начале июня). Он рассчитан на четыре года и предполагает модернизацию существующей туристической инфраструктуры, реставрацию памятников, а также строительство в центре города сразу нескольких крупных объектов. Финансировать проект будет частный инвестор — компания «Вояж» ярославского предпринимателя Олега Жарова. Размер инвестиций составит 1,6 млрд руб.

Среди заявленных в проекте объектов — Всероссийский центр венчания и крещения, мультимедийный семейный парк «Легендоград», гостиницы, театры и свыше десятка музеев (в их числе, например, музей исторического костюма «Женское счастье» в доме Серебренниковых, музей русских смыслов — об истории крещения Руси, музей колоколов, музей карет и саней, музей ретроавтомобилей, музей истории кирпичного производства и другие). Кроме того, авторы проекта планируют установить на озере Неро 14-метровую статую Богородицы (автором, скорее всего, станет скульп­тор Салават Щербаков). Монумент должен появиться на острове, расположенном в километре от исторического центра города. Когда будет представлен проект, неизвестно. В администрации Ростова Великого на запрос The Art Newspaper Russia не ответили.

Концепция будущего кластера еще находится в стадии обсуждения, но работы по отдельным адресам уже ведутся. Так, в сентябре началась реконструкция Гостиного двора, расположенного рядом с кремлем. Здание, возведенное в 1841 году, перестроят и приспособят под новые функции. В частности, здесь появится атриум, где разместят музей велосипедов, рестораны и торговые павильоны. Техническое открытие обновленного Гостиного двора запланировано на февраль 2022 года.

«На сегодня в процессе проектирования и строительства находятся десять объектов в Ростове Великом, — рассказал The Art Newspaper Russia Олег Жаров. — Все здания, которые мы хотели использовать, в нашей собственности, мы их выкупили у города и будем восстанавливать. Проект получил благословение патриарха, митрополита Ярославского и Ростовского Вадима, а также одобрение администрации президента».

«Ростов Великий — духовный центр России» не первый музейный проект Жарова. С 2008 года он финансирует историко-культурный комплекс «Вятское» в Ярославской области и Мультимедийный музей новой хронологии в Ярославле.

Запуск нового проекта проходит на фоне кадрового кризиса в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль». Еще в апреле музей покинула Наталия Каровская, многолетний его директор, а в конце лета были уволены главный хранитель и заместитель директора по научной работе. Два других заместителя директора — по реставрации и по экспозиционно-выставочной работе — получили выговоры. Все эти сотрудники проработали в «Ростовском кремле» много лет.

«Профессионалы, настоящие музейщики не стали бы мириться с дилетантской демагогией человека, открывшего в подлинном объекте наследия в центре Ярославля Музей новой хронологии, — считает социолог и музейный эксперт Анатолий Голубовский. — Ведь МНХ — настоящая культурно-историческая мистификация. Причем Жаров предлагает доверчивым посетителям эту „новую хронологию“ за большие по российским музейным меркам деньги. Полный билет туда стоит 800 руб., $11 по нынешнему курсу; пенсионеры, студенты и школьники (7–18 лет) должны заплатить за вход 500 руб. Для сравнения: билет в главный музейный комплекс и Главный штаб Эрмитажа стоит 850 руб., все льготники с весны платят 300 руб.».

По мнению Голубовского, проект в Ростове «нанесет серьезный, возможно, непоправимый ущерб уникальной по своей подлинности культурно-исторической среде города». Эксперт призывает обратить внимание на ситуацию: «Это вопрос к российским музейным авторитетам и лидерам — директорам Эрмитажа, Третьяковки, ГМИИ, Русского музея. Должна же быть хоть какая-то профессиональная солидарность по таким вопросам! Необходима срочная авторитетная независимая экспертиза ростовской беды от ICOM (Международного совета музеев) и Союза музеев. Ведь эти организации призваны сохранять, развивать и оберегать профессиональные и этические нормы, само существование которых сегодня поставлено под вопрос».

Между тем в Ростове есть множество подлинных памятников, которые нуждаются в восстановлении, но остаются без внимания государства и частных инвесторов. Среди них — церковь Иоанна Богослова на Ишне, памятник конца XVII века, который находится в пользовании музея-заповедника «Ростовский кремль». «По своей конструкции это самая обыкновенная церковь, но качество плотницкой работы в этом храме выше, чем в Кижах, — говорит Сергей Сазонов, теперь уже бывший замдиректора музея по научной работе. — Там идеальная подгонка бревен, не видно ни шва — так тщательно они обработаны, как будто лаком покрыты».

«Русское деревянное зодчество сегодня почти полностью утрачено, — считает Сергей Сазонов, — а эта церковь уцелела. Десять лет назад ее хотели разобрать, заменить часть бревен и собрать заново, что почти невозможно, потому что нет таких специалистов. Нам тогда удалось остановить этот безумный проект переборки и спасти памятник. Известный меценат Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы, в последние месяцы своей жизни обратил внимание на этот храм, он был готов профинансировать его реставрацию под нашим контролем, но не успел. И сейчас церковь Иоанна Богослова на Ишне находится под угрозой. Боюсь, что грандиозные планы развития Ростова отвлекут внимание от проблем этого памятника».

Самое читаемое:
1
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
На выставке «От мала до велика…» в рамках одной экспозиции кураторы соединили крайности: с одной стороны, монументальные рисунки, с другой — миниатюрные — и показали, когда и при каких обстоятельствах возникала мода на то и другое
14.08.2024
В Третьяковке демонстрируют искусство широкого размерного ряда
2
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной
14.08.2024
Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному
3
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
4
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
5
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
Завершилась реставрация одного из самых известных в Петербурге памятников авангарда — комплекса зданий завода «Красный гвоздильщик». Это событие стало поводом поговорить с академиком архитектуры Маргаритой Штиглиц о проблемах вокруг сооружений эпохи
15.08.2024
Маргарита Штиглиц: «Мы рискуем потерять многие памятники конструктивизма»
6
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
Уникальный комплекс городка художников на Верхней Масловке давно нуждается в реставрации, во внимании и заботе. Сейчас многие художники там рискуют потерять свои мастерские. Самое время напомнить о значении и особой атмосфере «московского Монмартра»
14.08.2024
Масловка: куда плывет «корабль искусств»?
7
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+