18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метрополитен-музей раскрыл тайну знаменитого портрета кисти Жака-Луи Давида

Анализ показал, что художник внес радикальные изменения в изображение парижской четы на полотне 1788 года

Метрополитен-музей объявил, что его собственное научное исследование двойного портрета Антуана Лорана Лавуазье и Мари-Анн Лавуазье кисти Жака-Луи Давида привело к неожиданным открытиям. Первоначально художник изобразил супругов вовсе не как ученых, олицетворяющих идеалы Просвещения, а как модных представителей французской элиты.

Музей на своем сайте называет изображение четы Лавуазье «лучшим в мире неоклассическим портретом». На картине высотой 2,7 м, написанной в 1788 году, Жак-Луи Давид показал отца современной химии и его супругу в их парижском кабинете в окружении научного оборудования. Однако анализ полотна при помощи таких неинвазивных технологий, как инфракрасная рефлексография и рентгенофлуоресцентное картирование, не существовавших в 1977 году, когда музей приобрел картину, обнаружил наличие полностью завершенного нижнего слоя, на котором видна первоначальная концепция Давида.

В отличие от финальной версии, здесь Лавуазье сидит за резным столом с позолоченным фризом, на углу которого находятся три бумажных свитка, свидетельствующих о его привилегированном статусе генерального откупщика (сборщика налогов), а мадам Лавуазье стоит рядом в гигантской роскошной шляпе с перьями, лентами и искусственными цветами. Кроме того, в этой композиции полностью отсутствует химическое оборудование, в том числе стеклянный шар и мензурки.

Первоначальное изображение супругов с акцентом на их богатстве тесно связано с судьбой, ожидавшей Антуана Лорана Лавуазье. Его работа в должности сборщика налогов не только обеспечила ему финансовую возможность открыть кислород и химический состав воды, но и в конечном итоге привела в 1794 году на гильотину. Мари-Анн Лавуазье, иллюстрировавшая научные труды мужа рисунками и гравюрами и, вероятно, учившаяся живописи у Давида, выжила.

«Думаю, очень соблазнительно связать это с политикой и сказать: они не хотели, чтобы художник изобразил их как семью фискального служащего, — говорит Дэвид Пуллинз, младший куратор отдела европейской живописи в Метрополитен-музее, проведший искусствоведческий анализ изменений, внесенных в картину. — Они были очень умными, глубокими людьми».

И все же, по его мнению, любые попытки смотреть на изменения в композиции сквозь призму революции рискуют оказаться натяжкой, при этом сам Давид «был выдающимся хамелеоном», постоянно менялся, и картина служит тому «показательным примером».

Пуллинз предполагает, что первая версия была создана под влиянием неформальных портретов высшей аристократии, которые в 1770–1780-е годы писали такие выдающиеся художницы, как Элизабет Виже-Лебрен и Аделаида Лабиль-Гиар. Куратор добавляет, что Давид и супруги Лавуазье позднее могли пересмотреть первоначальную композицию с учетом менее высокого социального положения четы. «Это был формат, в котором очень легко написать Марию-Антуанетту, что и сделала Виже-Лебрен, — говорит Пуллинз, — но подходил ли он для семьи, у которой даже нет титула?» Вероятно, художник решил отказаться от атрибутов роскоши и изобразить Лавуазье как ученых из желания отойти от привычных моделей портретной живописи и «создать образ нового типа».

Анализ картины начался в 2019 году, после того как реставратор Дороти Маон потратила десять месяцев на снятие толстого слоя синтетического лака, нанесенного в 1974 году и придававшего поверхности молочно-серый оттенок. После снятия лака она заметила неровности на некоторых участках картины, которые могли свидетельствовать о наличии других форм под видимым слоем.

Именно поэтому и было решено провести дополнительные обследования. «Мы начали с инфракрасного анализа и увидели, что там что-то есть», — рассказывает Маон.

Затем научный сотрудник музея Сильвия Сентено провела рентгенофлуоресцентное картирование, позволяющее определить минеральный состав различных слоев картины. По ее словам, Метрополитен-музей приобрел необходимое для этого оборудование всего пять лет назад. Чтобы уточнить результаты картирования, с полотна взяли микроскопические образцы краски. Их анализ подтвердил, что шляпа мадам Лавуазье написана красным и черным пигментом. Кроме того, оказалось, что первоначально Давид написал Антуана Лорана Лавузье не в черном костюме с тремя пуговицами, а в коричневом наряде с длинным сюртуком, украшенным семью бронзовыми пуговицами.

В более ранней версии на Лавуазье также была струящаяся красная накидка — «шокирующая деталь», «по-настоящему барочная, практически архаичная», по словам Пуллинза. В итоге художник отказался и от нее. Маон рассказывает, что в числе других записанных элементов — книжный шкаф, который плохо сочетался бы с добавленными «прозрачными и прекрасно написанными» научными инструментами, и корзина для бумаг. Кроме того, художник изменил положение ноги Антуана Лорана Лавуазье. А добавление бархатной скатерти позволило «скрыть лишние детали». «До недавнего времени столь подробное изучение композиций, скрытых под поверхностью картины, было невозможно», — отмечает Сентено.

Сентено, Маон и Пуллинз называют исследование и опубликованные по его результатам статьи образцом сотрудничества между специалистами в различных областях. Эта инициатива перекликается с совместными проектами, в последние годы осуществленными искусствоведами, реставраторами и научными сотрудниками в лондонской Национальной галерее и амстердамском Рейксмузеуме.

Сейчас портрет четы Лавуазье экспонируется на третьем этаже Метрополитен-музея в одном из залов, посвященных неоклассическому искусству. Дороти Маон уверена, что картина остается актуальной благодаря эмоциональной привлекательности. «Он смотрит на нее с такой привязанностью, а она смотрит прямо на нас, — говорит реставратор о супругах Лавуазье. — Думаю, Давид знал, что делает, и, вне зависимости от того, в какую эпоху они жили, между этими людьми были чувства, которые по-настоящему понятны нам и сегодня».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+