18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Современное искусство покажут на плато Гиза

Российский художник Александр Пономарев станет одним из участников грандиозной интернациональной выставки Forever Is Now, которая пройдет в эпицентре древнеегипетской цивилизации

Впервые за 4,5 тыс. лет плато Гиза у подножия пирамид наполнится искусством — так представляют свой амбициозный проект организаторы выставки современного искусства Forever Is Now. Выставка, которая откроется 21 октября, организована ассоциацией Art D’Égypte и проходит под патронажем ЮНЕСКО, она будет бесплатной и дополнена серьезной образовательной программой. В составе участников — французский граффитист и фотограф JR, итальянский скульптор и киноактер Лоренцо Квин, американская художница Гизела Колон, российский художник, автор сайт-специфичных инсталляций Александр Пономарев, бразильский писатель и режиссер Жуан Тревизан. Очевидно, проект будет выходить за рамки чистого изобразительного искусства; впрочем, к contemporary art он вообще вряд ли применим.

«Каждый год мы показываем современное искусство в разных исторических местах Египта, — рассказала Надин Абдель-Гафар, организатор и учредитель ассоциации Art D’Égypte. — Мы уже делали это в Каире — в Египетском музее на площади Тахрир, во дворце Маниал, на исторической улице Аль-Муиз в сердце города. Но мы решили, что пора переходить к более крупным формам. Главная цель нашего проекта — показать влияние древней цивилизации Египта на художников всего мира, от Пикассо и Джакометти до наших современников. Мы хотели дать художникам возможность вступить во взаимодействие с этой цивилизацией».

В соответствии с такой концепцией кураторский совет и выбирал проекты; художники получили материалы о Древнем Египте и должны были подхватить идею диалога. Название Forever Is Now, которое можно перевести как «Вечность существует сейчас», апеллирует к образу пирамид, которые простояли 5 тыс. лет и являются для человечества примером стойкости — тут надо помнить о том ударе, который нанесла туристической экономике Египта пандемия.

К слову, Египет, почти лишившийся туристов, не сдается. Об этом рассказал на презентации проекта Art D’Égypte, которая прошла в ГМИИ им. Пушкина, Захи Хавасс — крупнейший египетский археолог, генеральный секретарь Египетского совета по делам древностей, патрон выставки Forever Is Now. Всем запомнился прошедший весной «Золотой парад фараонов», когда 22 мумии древних правителей страны переместили из каирского Египетского музея в Национальный музей египетской цивилизации. Трансляцию этого шоу посмотрели миллионы людей, и это стало, как сказал Захи Хавасс, «важным посланием Египта миру». Совсем скоро специальным представлением откроется доступ к аллее сфинксов, соединяющей храмы Луксора и Карнака. В 2022 году в стране разными зрелищными событиями планируется отмечать юбилей открытия гробницы Тутанхамона, часть их захватит и Москву.

Российский художник Александр Пономарев, принимающий участие в выставке Forever Is Now, кажется для этого фигурой идеальной: он работает на стыке разных медиа и дисциплин, в его произведениях смешиваются стихии и важна категория времени. Он, в прошлом моряк, известен в первую очередь как автор идеи и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства и первого национального павильона Антарктиды в Венеции. Под его руководством в венецианском канале всплывала субмарина, в Баренцевом море исчезал целый остров и остов корабля оказывался в песках Марокко.

Как рассказал Александр Пономарев, его инсталляция для выставки в Гизе называется «Уроборос» и отсылает к солнечной ладье бога Ра, бесконечно перемещающейся по небу. Этот подвижный объект сейчас уже собирают на верфях Александрии. В состав инсталляции также входит иероглифическое панно, содержащее выдержки из знаменитого поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара (это собрание мудростей, которое отражает египетские представления о людях и мире вокруг) и текстов из гробниц древних египтян Ченти, Хуфухотепа и Несемнау — начальника некрополя, архитектора и врача. Все эти тексты представлены в научных публикациях российских исследователей (работать с ними художнику помогал Максим Лебедев, руководитель Центра археологии Нильской долины Института востоковедения РАН). Для реализации проекта используются новаторские архитектурные технологии — например, печать на керамике. Совместно с художником галерея Surface Lab Art нанесет иероглифические тексты и змею Уроборос, кусающую себя за хвост, на основание инсталляции.

«Чем больше важнейших площадок будут показывать русских мастеров не в политическом, а в художественном контексте, чем больше наших деятелей культуры и коллекционеров будут предлагать российских художников западному зрителю, тем серьезнее будет российская художественная „среда обитания“, тем выше будут капитализация этой среды и стремление новых участников в нее влиться», — подчеркнула Наташа Ахмерова, основатель агентства Mars Dreams, амбассадор России и Швейцарии на выставке Forever Is Now.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+