18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

МАММ открыл семь выставок в честь своего 25-летия

В Мультимедиа Арт Музее юбилей отмечают проектами на любой вкус: от российских классиков и молодежи до черно-белого артхауса Сары Мун

Знаменитая институция, детище Ольги Свибловой, меняет названия с той же легкостью, что юная красавица — наряды. И по духу бывший Дом фотографии, а ныне Мультимедиа Арт Музей остается очень молодым учреждением, смело идущим на эксперименты. В свой юбилейный, 25-й год музей, как козырные карты на стол, выложил целую колоду выставочных проектов: от смешных игровых объектов группы «ЕлиКука» до ретроспективы живого классика Сергея Шутова и мемориальных экспозиций недавно ушедших Олега Целкова (1934–2021) и Никиты Алексеева (1953–2021).

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»

Выставка «Я не здешний, я чужой», посвященная Олегу Целкову, располагается на самом верхнем этаже, и, если подняться на лифте, с нее удобнее всего начать осмотр музея. Выставка организована совместно с Tsukanov Family Foundation. Коллекционер Игорь Цуканов, друживший с художником с 2006 года, предоставил работы из своей личной коллекции. Как известно, Целков относился к себе требовательно и, изобретя узнаваемый живописный стиль (свои знаменитые головы), большинство ранних произведений уничтожил. То, что осталось, ценится сегодня очень высоко, и именно эти работы можно увидеть на выставке. Кроме того, экспозиция включает большое количество архивных фотографий и документальный фильм, в котором мастер предстает уже в зрелые годы и выглядит как мудрец. Выставка делает очевидными масштаб художника и его важное место в истории русского искусства.

До 15 ноября

Сара Мун. «Однажды где-то, но не здесь…»

Авторская мудрость считывается и в работах, точнее даже, в целом в экспозиции «Однажды где-то, но не здесь…» французского фотографа Сары Мун. В этом году Сара Мун тоже празднует большой юбилей; Ольга Свиблова сотрудничает с нею с 1998 года. В 1960-е красавица Мун работала моделью, потом несколько десятилетий снимала для глянца. То, что она делает в последние десятилетия как художник, демонстративно антигламурно. Черно-белые кадры сняты с расфокусировкой и нарочито небрежно проявлены, но в них есть щемящее артхаусное настроение: постиндустриальные виды, одинокие люди в больших городах. Учитывая биографию автора, они звучат как манифест и декларируют торжество независимого духа над эстетикой рекламы.

До 21 ноября

Сергей Шутов. «Чужие здесь не ходят»

Подведением итогов можно считать и выставку «Чужие здесь не ходят» Сергея Шутова, пионера российского видеоарта и новых медиа. В начале 1990-х, когда далеко не у каждого еще был компьютер, Шутов провозглашал наступление новой эры компьютерного искусства. Он дружил с английским электронным композитором Брайаном Ино и питерской звездой Тимуром Новиковым, занимался виджеингом в легендарном клубе «Птюч» (1994–1997), был главным художником фильма «Асса» (1986). На выставке можно увидеть его ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов — 2» (1994) — деконструкцию советских фантастических фильмов, видеоинсталляцию «Вместо Минотавра» (2003) и многое другое. Несмотря на прошедшие с момента создания два десятка лет, работы выглядят удивительно актуально, в них, как в капсулах, сохранилась рейв-энергия 1990-х.

До 15 ноября

Арт-группа «ЕлиКука». «Сила искусства. Просроченный юбилей»

«Сила искусства. Просроченный юбилей» арт-группы «ЕлиКука» (ее составляют Олег Елисеев и Евгений Куковеров) — самая задорная выставка из развернутых в музее. «Просроченный юбилей» в названии означает, что в прошлом, карантинном году участникам группы исполнилось 70 лет на двоих, но из-за всем известных обстоятельств они не смогли его отметить по-настоящему. Силу же искусства на выставке измеряют буквально — в сантиметрах, килограммах, ньютонах, амперах и прочем. По выставке расставлены смешные тренажеры-объекты. В одном месте предлагают стучать молотком, в другом — подымать штангу, измерять искусство силой мускулов. По крайней мере, музейные смотрительницы включаются в эту игру очень охотно.

До 15 ноября

«МишМаш». «День за днем»

Еще один творческий дуэт — «МишМаш» (супруги Миша Лейкин и Маша Сумнина) — представил проект «День за днем». В течение карантинного года каждый день они «взращивали» некий арт-объект, похожий то ли на яйцо, то ли на кокон. Он становился все крупнее и сложнее по структуре, художники постоянно фотографировали его рост. Собственно, развернутая на одной большой стене выставка представляет собой фотоотчет этого процесса. Часть листов пока пустые, и постепенно их будут менять на свежие фотографии.

До 15 ноября

«Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы»

Для тех, кто утомится современным искусством, музей подготовил огромную выставку из собственных фондов. МАММ регулярно показывает свои сокровища, объединяя их интересной темой. На сей раз историческая экспозиция посвящена теме цвета и называется «Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии. 1860–1970-е годы». На ней собраны фотографии в диапазоне от раскрашенных акварелью дагеротипов до постмодернистских, ернических, размалеванных фломастером карточек. На выставке среди прочего представлены работы Александра Гринберга, Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Александра Слюсарева. «Научные сотрудники МАММ проделали большую работу, подготовив тексты об авторах, событиях, а также об истории фотографических техник» (из пресс-релиза). Отдельный раздел отдан Борису Михайлову, музей показывает порядка 250 его работ.

До 15 ноября

Никита Алексеев. «Ближе к смыслу»

Наконец, на первом и минус первом этажах развернута огромная ретроспектива Никиты Алексеева (1953–2021) — более 300 графических и живописных работ, созданных за последние 20 лет. За несколько дней до смерти он писал в Facebook: «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…» Выставку «Ближе к смыслу» открыли посмертно. И надо сказать, что сложенные в многочленные серии, как бы несерьезные его рисунки, зачастую дополненные текстами, производят ошеломительное впечатление. Они дают ощущение огромного самобытного таланта, смысловой глубины и одновременно уязвимости и хрупкости. Ужасно жаль, что — в который уже раз! — все эпитеты, признания и восторги мы воздаем художнику посмертно.

До 15 ноября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+