Легенду Миса ван дер Роэ пересобрали заново

Здание Новой национальной галереи было построено в 1968 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Фото: Reiner Zensen/Legion Media
Здание Новой национальной галереи было построено в 1968 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ.
Фото: Reiner Zensen/Legion Media

Новую национальную галерею в Берлине, шедевр модернистской архитектуры, строили «невероятно плохо». На возвращение утраченной красоты ушло шесть лет и €140 млн

В здании Новой национальной галереи, возведенном в 1968 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ (1886–1969), проведена «хирургическая» реставрация под руководством Дэвида Чипперфилда, ведущего архитектора века нынешнего. Чипперфилд рассказывает, что его задачей было «вернуть этого ценного пациента нетронутым на вид, но лучше функционирующим».

Достопримечательность из стали, бетона и стекла, где располагается коллекция искусства ХХ века, вновь открылась для посещения в конце августа — после комплексной шестилетней реставрации стоимостью €140 млн. Чтобы привести здание музея в соответствие современным требованиям, понадобилось модернизировать системы кондиционирования воздуха, освещения, безопасности, усовершенствовать инфраструктуру для посетителей, в том числе маломобильных, а также скрытую от глаз систему транспортировки экспонатов. Кроме того, необходимо было удалить опасные материалы вроде асбеста и искусственных минеральных волокон, которые широко использовались в строительстве в 1960-х годах.

В процессе реставрации потребовалось серьезное «хирургическое вмешательство». Фото: Сarolina Munemasa/IMAGO/Legion Media
В процессе реставрации потребовалось серьезное «хирургическое вмешательство».
Фото: Сarolina Munemasa/IMAGO/Legion Media

Чипперфилд рассказывает, что одним из основных требований заказчика было «сохранить как можно больше Миса». Но в здании из стекла «некуда спрятаться», как объясняет британский архитектор. Чтобы сделать комплексную реставрацию относительно незаметной, понадобилось изъять около 35 тыс. строительных компонентов, а затем вернуть их обратно — по возможности на те же самые места.

«Нам пришлось перевернуть каждый камень, — говорит Мартин Райхерт, директор David Chipperfield Architects, отвечавший за реализацию проекта, — но обращаться с ними нужно было с той же осторожностью, с какой реставраторы обращаются со знаменитыми на весь мир произведениями искусства. За полвека эксплуатации без ремонта накопилось множество неисправностей — нашей задачей было не только привести эти вещи в порядок, но и сделать так, чтобы они прослужили еще 30–40 лет без дополнительной реконструкции».

Новая национальная галерея стала единственным зданием, которое Мис ван дер Роэ спроектировал в Европе после эмиграции в США из нацистской Германии. Этот знаковый образец архитектурного модернизма не лишен элементов классицизма: стеклянный холл, размещенный на подиуме, напоминает античный храм.

История
Новая национальная галерея
Последняя работа Людвига Миса ван дер Роэ

Появление здания Новой национальной галереи в Берлине было тесно сопряжено с обстоятельствами послевоенной истории Германии. После завершения Второй мировой, еще в 1945 году, городские власти задумали собрать коллекцию искусства XX века, которая бы символизировала освобождение от нацистского прошлого. Однако ее формирование по целому ряду причин затянулось, а с возникновением двух немецких государств надежды на создание единого музея современного искусства окончательно рухнули. После возведения в 1961 году Берлинской стены власти Западного Берлина форсировали строительство Культурфорума, нового культурного центра, начатое в конце 1950-х. На этой территории близ парка Тиргартен отведено было место и для Новой национальной галереи. Проект здания в 1963 году заказали знаменитому архитектору-модернисту, уже престарелому Людвигу Мису ван дер Роэ, к тому времени много лет жившему в США. Музей был открыт в 1968 году выставкой Пита Мондриана. После объединения двух Германий фонды галереи подверглись реорганизации; сейчас она входит в состав Государственных музеев Берлина.

Еще…

Но к 2015 году состояние музея было пугающим. Сталь на фасаде местами проржавела, от этого на стекле появлялись трещины, небезопасные для посетителей и сотрудников музея. Здание страдало от сильной конденсации влаги, и это существенно ограничивало круг произведений, которые можно было экспонировать в главном зале. А в стеклянном зале с трудом удавалось поддерживать стабильную температуру — как из-за беспрепятственного проникновения внутрь солнечного света, так и из-за того, что система обогрева под каменным полом вышла из строя по причине протечек и коррозии.

После шестилетней реставрации Новая национальная галерея вновь открыта для посетителей. Фото: Eberhard Thonfeld/IMAGO/Legion Media
После шестилетней реставрации Новая национальная галерея вновь открыта для посетителей.
Фото: Eberhard Thonfeld/IMAGO/Legion Media

Уже после начала реставрации специалисты обнаружили, что качество оригинальных строительных работ во многом не соответствовало уровню памятника. «Мы привыкли думать о Новой национальной галерее как о Bugatti или Bentley, как о шикарном лимузине, — говорит Райхерт. — Но, увидев основу конструкции, мы порази­лись тому, как невероятно плохо она сделана. Это типичная послевоенная халтура в условиях дефицита материалов, очень небрежно выполненная; некоторые из стен грозились обрушиться».

Большой объем архивных материалов, относящихся к периоду строительства и хранящихся в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, позволил максимально придерживаться замысла архитектора. «На работу в архивах ушло почти два года», — говорит Райхерт. И добавляет, что одной из самых трудных задач была реконструкция эффектного фасада. Обычное стекло заменили небьющимся ламинированным, а соединение фасада с крышей сделали подвижным при помощи коротких стальных телескопических опор. Поскольку некоторое скопление конденсата по-прежнему не исключено, здание оснастили осушительной системой. На юго-восточной лестнице подиума установили пандус, чтобы посетители на колясках могли пользоваться главным входом.

После затяжной реставрации музей открылся двумя временными выставками — ретроспективой прославленного американского скульптора-кинетиста Александра Колдера (1898–1976) и показом работ современной берлинской художницы Розы Барбы. Должна привлечь публику и новая постоянная экспозиция «Искусство общества», которая объединила 250 модернистских произведений, созданных в период с 1900 по 1945 год.  

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+