18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале

В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна

Наступающий 2022 год — юбилейный для Еврейского музея и центра толерантности, основанного в Москве в 2012 году. За прошедшее время музей завоевал популярность, показав более 60 выставок с участием художников мирового уровня, среди которых Герхард Рихтер и Аниш Капур, Марина Абрамович и Маурицио Каттелан. А также упрочил финансовое положение — здесь сейчас самый мощный среди музеев эндаумент размером в $11,7 млн и доходностью 15% годовых (в рублях). И следующий год в музее обещают сделать поистине феерическим.

Недавно назначенная на должность исполнительного директора Кристина Краснянская рассказала, что на будущее музей выделил для себя три приоритетных направления: это работа с еврейским наследием, с авангардом и модернизмом (в музее существует Центр авангарда) и с мировым современным искусством. Для музея важен активный диалог с аудиторией. В феврале 2022 года откроется после реконструкции восточное крыло Бахметьевского гаража, спроектированного Константином Мельниковым. Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян, который предложил функциональное переосмысление пространства без вмешательства в конструкцию памятника архитектуры. «Не провокативный, а корректный», — так описала его проект Кристина Краснянская.

Выставки, которые начиная с февраля будут проходить в этом обновленном пространстве, привлекают громкими именами и сложными концепциями. О них рассказала глава выставочного отдела музея Лия Чечик. В феврале 2022 года откроется проект, посвященный каббале. Историю этого мистического учения начиная с XII века и до ХХ века музей планирует рассказать на материале модернизма, современного искусства и еврейских традиций. Тем более что каббалой интересовались самые разные художники — от Марка Ротко и Ансельма Кифера до Гриши Брускина и Риммы и Валерия Герловиных.

На лето назначена ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и его ученика Ивана Кудряшова. В проекте примут участие MOMus — Музей искусства модернизма — Коллекция Костаки (Греция) и Третьяковская галерея.

В огромный международный межмузейный проект выльется выставка, посвященная Рембрандту и месту еврейской традиции и культуры в жизни великого голландца, которую музей планирует провести в ноябре 2022 года. Для ее воплощения даже организован специальный попечительский совет во главе с Михаилом Пиотровским. В выставке примут участие произведения Рембрандта из Эрмитажа и лондонской Национальной галереи, но это будет лишь началом. Куратор Гэри Шварц, специалист в области голландской живописи золотого века, планирует показать, как еврейские художники последующих веков воспринимали искусство Рембрандта. Будут собраны произведения Роберта Фалька, Марка Шагала, Морица Оппенгейма — некоторые попадут в Россию впервые. Параллельно будет запущен специальный проект, созданный в сотрудничестве с амстердамским Еврейским историческим музеем. Это карта раскопок еврейского квартала в Амстердаме, где Рембрандт провел остаток жизни; с ее помощью можно будет больше узнать о его соседях.

На январь 2023 года запланирован проект, который также обещает стать сенсацией. Он посвящен истории Белостокского гетто в Польше и малоизвестному факту, что нацисты организовали в нем мастерскую по копированию картин старых мастеров.

Неотъемлемой частью Еврейского музея является Центр толерантности, работающий в социальной и образовательной областях. Невозможно не упомянуть поразительные программы, которые центр уже ведет или собирается провести в 2022 году. Центр обучает волонтеров общению, свободному от дискриминации (например, на крупных спортивных мероприятиях); для ГБУ «Жилищник» разработал программу по взаимодействию и взаимной адаптации его работников — мигрантов и коренных жителей; обучает, как вести себя в ситуации школьной травли или кибербуллинга. А программа, помогающая развить «толерантность к неопределенности», очевидно необходима каждому из нас.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+