18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Жизнь портретиста, преподнесенная в формате оперы

№93
Материал из газеты

Искусствовед Кристофер Уайт исследует в новой книге портреты Антониса ван Дейка

Интерес искусствоведа Кристофера Уайта к фигуре Антониса ван Дейка (1599–1641) восходит к лекции сэра Оливера Миллара, прочитанной в Институте искусств Курто летом 1951 года. Результаты 70-летних исследований представлены теперь в великолепной монографии, посвященной портретному искусству ван Дейка. Во многих отношениях это старомодная работа, почти всеобъемлющая.

И несмотря на то, что за последние несколько десятилетий о творчестве художника было написано множество научных трудов, эта книга — долгожданная.

Уайт признается, что исследует «лишь половину души» ван Дейка. Но рассказ о портретах вписан здесь в более широкий контекст. В самом начале искусствовед сравнивает первый известный автопортрет художника с автопортретами Альбрехта Дюрера и Питера Пауля Рубенса. И на протяжении всей книги проводятся сравнения портретной живописи фламандского живописца с работами его современников — тех, с кем он, скорее всего, никогда не встречался, и тех, кого хорошо знал — того же Рубенса, «человека, который пролил яркий свет и отбросил тень на творчество ван Дейка». Касается Уайт и предшественников, которые служили его герою примерами для подражания — от Тициана до Джованни Баттисты Морони, от Ганса Гольбейна до Паоло Веронезе.

Книга разделена на четыре главы в соответствии с основными этапами жизни художника: «Ранние годы: Антверпен и Лондон», «Путешествие в Италию: Генуя, Рим и Палермо», где подробно рассказывается о пребывании на Апеннинском полуострове и возвращении домой, «Антверпен, Брюссель и Гаага» о 1627–1632 годах и, наконец, последнее десятилетие жизни — глава «Последние годы в Лондоне». Такое разделение может кому-то из читателей показаться упрощенным, но это прекрасный способ понять развитие искусства ван Дейка. Финальная глава буквально потрясает: она посвящена периоду славы живописца, когда он стал «главным художником на постоянной службе Их Величеств», свидетелем жизни целого поколения аристократов накануне гражданской войны.

Каждую из глав автор преподносит будто акт пьесы, или, вернее, оперы, посвященной великому портретисту.

Неудивительно, что Уайт обращается к музыкальным отсылкам. Например, в «Портрете семьи Ломеллини», написанном в Генуе около 1626 года, он находит «элемент большой оперы — напоминание о Беллини и Доницетти, словно Ломеллини, уподобившись действующим лицам, разыгрывают свое представление в величественном зале».

Уайт серьезно отнесся к отбору портретов. Его работа — своего рода антология наиболее типичных изображений, которые помогают читателю ориентироваться в творчестве живописца и знакомят с его заказчиками. Книга сделана столь же превосходно и продуманно, как само искусство ван Дейка. Большинство портретов описано емко и мастерски. К примеру, «Портрет короля Карла I на охоте» назван «самым романтическим изображением короля из тех, что существуют», тогда как портрет Франсуа Ланглуа «отличается тем, что это единственный портрет ван Дейка, где можно разглядеть зубы позирующего».

Монография открывается автопортретом ван Дейка и завершается его последним известным произведением, где он изобразил самого себя, и «было бы трудно найти более красноречивое изображение усов, передающих умственное и физическое здоровье натурщика». На протяжении всей книги автор словно воздает почести этой «нервной, рафинированной и восприимчивой художественной натуре»

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+