18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Формулу архитектуры Шухова раскрыли в Нижнем Новгороде

Большая выставка «Шухов. Формула архитектуры» в «Арсенале» приурочена к 800-летию города и 125-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки

Сейчас в Нижнем Новгороде проходит множество выставок, ставших частью программы празднования 800-летнего юбилея города. Одна из них — «Шухов. Формула архитектуры», которую показывали в Музее архитектуры имени Щусева в 2019 году. «Для нас это очень важный проект. Это не просто выставка, это во многом часть научной работы. Творчество Шухова и история русской архитектуры вообще плохо изучены, и очень жаль», — говорит директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева.

Переезд выставки из Москвы в Нижний неслучаен и символичен — именно этот город стал одним из важнейших в судьбе инженера. Здесь, на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, он впервые показал свои авторские конструкции и обрел всероссийскую славу. В Нижнем и области сконцентрировано множество объектов, придуманных Шуховым.

Например, гиперболоидная башня на Оке высотой 128 м. Это единственная сохранившаяся из шести опор линии электропередач. Она построена позднее знаменитой Шаболовской и отличается тем, что в ее основе всего один стержень, а не сдвоенный. Поэтому башня на Оке выглядит легче и ажурнее своей московской родственницы.

В месте силы металлургии, искусства и архитектуры — городе Выкса Нижегородской области — находятся спроектированные Шуховым листопрокатный цех, в котором применялась первая в мире стальная оболочка двоякой кривизны, и водонапорная башня. Они расположены на заводе Объединенной металлургической компании, при участии которой организована выставка в «Арсенале». В ОМК говорят, что позднее эти сооружения Шухова перенесут в первый в стране индустриально-туристский парк, который появится в Выксе.

Нижегородским проектам Шухова на выставке отведен отдельный большой раздел. Другие рассказывают о том, как развивалась металлическая архитектура в целом в то время, когда Шухов создавал свои конструкции, и о его влиянии на современную архитектуру. Помимо прочего на выставке можно увидеть перекликающиеся с его работами проекты архитекторов Нормана Фостера, Фрая Отто и Мэтью Новицки, трехмерную модель Овального павильона, которую создали студенты Московской архитектурной школы (МАРШ), 3D-фильм «Стереомир инженера Шухова» и многое другое. Всего на выставке показывают свыше 200 экспонатов из российских и зарубежных собраний. Это графика, макеты, рукописи, фотографии. Кураторами проекта выступили старшие научные сотрудники Музея архитектуры им. А.В.Щусева Марк Акопян и Елена Власова.

Посещение «Арсенала», где располагается выставка, до недавнего времени было одним из немногих шансов хотя бы краем глаза посмотреть на внутреннее пространство Нижегородского кремля, который находился на реставрации. Теперь же обновленный кремль вновь открылся и стал единственным сооружением подобного рода, по стенам которого можно пройти полный круг. Отреставрирована и знаменитая Чкаловская лестница. Всего в историческом центре Нижнего идет или уже завершилась реставрация по меньше мере сотни объектов культурного наследия. Все это сделано в рамках программы «Город 800».

Нижний Новгород, «Арсенал»
«Шухов. Формула архитектуры»
До 7 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+