18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Германия создает экспертную сеть для борьбы с нелегальной торговлей древностями

Правительство учредило трехлетний пилотный проект NEXUD стоимостью €600 тыс., который свяжет экспертов из музеев и университетов и государственные органы

Правительство Германии учредило экспертную сеть, призванную помочь в борьбе с незаконной торговлей древностями, оперативно предоставляя правоохранителям и государственным органам достоверную информацию о происхождении и подлинности объектов, которые ввозятся в страну или выставляются на продажу.

Правительство и федеральные земли выделили €600 тыс. на трехлетний пилотный проект под названием NEXUD, который будет реализован под эгидой Федерального фонда культуры Германии в Берлине. Он призван помочь государственным органам, давая, по выражению министра культуры Моники Грюттерс, «достоверные ответы от академического сообщества».

Отправной точкой запуска этого проекта стало опубликованное в прошлом году правительственное исследование ILLICID. Согласно документу, лишь 2% объектов из восточного Средиземноморья на рынке имеют информацию о провенансе, которая соответствует требованиям закона о защите культурных ценностей, принятого в Германии в 2016 году.

«Главный вывод нашего отчета ILLICID заключается в том, что доступная в интернете информация недостаточна для того, чтобы с уверенностью сказать, что выставленные объекты продаются на легальных основаниях, — рассказывает генеральный секретарь Федерального фонда культуры Германии Маркус Хильгерт. — Кроме того, мы обнаружили, что объем этого рынка в шесть раз больше, чем мы думали».

Составители отчета пришли к выводу, что следственным и надзорным органам не хватает экспертизы для работы с незаконным оборотом древних артефактов. «На данный момент невозможно обеспечить эффективный контроль над этим рынком и соблюдение уже существующих или новых требований должной осмотрительности при работе с древними культурными ценностями», — говорится в документе.

Новая сеть, в которую, по словам Хильгерта, войдут «несколько десятков экспертов», объединит специалистов широкого круга дисциплин, в том числе искусствоведов и археологов из музеев и университетов. Они будут работать с данными нового приложения KIKU, разработанного Институтом Фраунгофера в Дармштадте для сотрудников таможенной службы и полиции. Приложение использует машинное обучение — один из методов искусственного интеллекта — для идентификации объекта по фотографиям, что помогает правоохранителям определить, не был ли он незаконно вывезен или добыт на нелегальных раскопках.

По словам Хильгерта, NEXUD будет работать и с данными поискового робота для индексации интернет-страниц, также разработанного Институтом Фраунгофера. «Очень часто бывает критически важно получить информацию в сжатые сроки», — говорит он. Задача заключается в том, чтобы «разработать способ доставлять информацию быстро и конфиденциально».

Хильгерт признается, что одна из самых больших трудностей — это объем знаний, необходимый для идентификации и проверки самых разных древностей, от африканских и американских доколумбовых артефактов до античных, ближневосточных, индийских и дальневосточных объектов. «По счастью, в Германии есть эксперты практически по всем этим регионам», — говорит он и добавляет, что правительство намерено посмотреть, можно ли будет со временем распространить этот пилотный проект и на другие страны для работы на международном уровне, и держит ЕС в курсе своих планов.

«Некоторые сферы очень нишевые, и не у всех стран есть эксперты во всех этих областях, поэтому межгосударственная взаимная поддержка очень важна», — считает он.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+