18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Германия создает экспертную сеть для борьбы с нелегальной торговлей древностями

Правительство учредило трехлетний пилотный проект NEXUD стоимостью €600 тыс., который свяжет экспертов из музеев и университетов и государственные органы

Правительство Германии учредило экспертную сеть, призванную помочь в борьбе с незаконной торговлей древностями, оперативно предоставляя правоохранителям и государственным органам достоверную информацию о происхождении и подлинности объектов, которые ввозятся в страну или выставляются на продажу.

Правительство и федеральные земли выделили €600 тыс. на трехлетний пилотный проект под названием NEXUD, который будет реализован под эгидой Федерального фонда культуры Германии в Берлине. Он призван помочь государственным органам, давая, по выражению министра культуры Моники Грюттерс, «достоверные ответы от академического сообщества».

Отправной точкой запуска этого проекта стало опубликованное в прошлом году правительственное исследование ILLICID. Согласно документу, лишь 2% объектов из восточного Средиземноморья на рынке имеют информацию о провенансе, которая соответствует требованиям закона о защите культурных ценностей, принятого в Германии в 2016 году.

«Главный вывод нашего отчета ILLICID заключается в том, что доступная в интернете информация недостаточна для того, чтобы с уверенностью сказать, что выставленные объекты продаются на легальных основаниях, — рассказывает генеральный секретарь Федерального фонда культуры Германии Маркус Хильгерт. — Кроме того, мы обнаружили, что объем этого рынка в шесть раз больше, чем мы думали».

Составители отчета пришли к выводу, что следственным и надзорным органам не хватает экспертизы для работы с незаконным оборотом древних артефактов. «На данный момент невозможно обеспечить эффективный контроль над этим рынком и соблюдение уже существующих или новых требований должной осмотрительности при работе с древними культурными ценностями», — говорится в документе.

Новая сеть, в которую, по словам Хильгерта, войдут «несколько десятков экспертов», объединит специалистов широкого круга дисциплин, в том числе искусствоведов и археологов из музеев и университетов. Они будут работать с данными нового приложения KIKU, разработанного Институтом Фраунгофера в Дармштадте для сотрудников таможенной службы и полиции. Приложение использует машинное обучение — один из методов искусственного интеллекта — для идентификации объекта по фотографиям, что помогает правоохранителям определить, не был ли он незаконно вывезен или добыт на нелегальных раскопках.

По словам Хильгерта, NEXUD будет работать и с данными поискового робота для индексации интернет-страниц, также разработанного Институтом Фраунгофера. «Очень часто бывает критически важно получить информацию в сжатые сроки», — говорит он. Задача заключается в том, чтобы «разработать способ доставлять информацию быстро и конфиденциально».

Хильгерт признается, что одна из самых больших трудностей — это объем знаний, необходимый для идентификации и проверки самых разных древностей, от африканских и американских доколумбовых артефактов до античных, ближневосточных, индийских и дальневосточных объектов. «По счастью, в Германии есть эксперты практически по всем этим регионам», — говорит он и добавляет, что правительство намерено посмотреть, можно ли будет со временем распространить этот пилотный проект и на другие страны для работы на международном уровне, и держит ЕС в курсе своих планов.

«Некоторые сферы очень нишевые, и не у всех стран есть эксперты во всех этих областях, поэтому межгосударственная взаимная поддержка очень важна», — считает он.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+