18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Германия создает экспертную сеть для борьбы с нелегальной торговлей древностями

Правительство учредило трехлетний пилотный проект NEXUD стоимостью €600 тыс., который свяжет экспертов из музеев и университетов и государственные органы

Правительство Германии учредило экспертную сеть, призванную помочь в борьбе с незаконной торговлей древностями, оперативно предоставляя правоохранителям и государственным органам достоверную информацию о происхождении и подлинности объектов, которые ввозятся в страну или выставляются на продажу.

Правительство и федеральные земли выделили €600 тыс. на трехлетний пилотный проект под названием NEXUD, который будет реализован под эгидой Федерального фонда культуры Германии в Берлине. Он призван помочь государственным органам, давая, по выражению министра культуры Моники Грюттерс, «достоверные ответы от академического сообщества».

Отправной точкой запуска этого проекта стало опубликованное в прошлом году правительственное исследование ILLICID. Согласно документу, лишь 2% объектов из восточного Средиземноморья на рынке имеют информацию о провенансе, которая соответствует требованиям закона о защите культурных ценностей, принятого в Германии в 2016 году.

«Главный вывод нашего отчета ILLICID заключается в том, что доступная в интернете информация недостаточна для того, чтобы с уверенностью сказать, что выставленные объекты продаются на легальных основаниях, — рассказывает генеральный секретарь Федерального фонда культуры Германии Маркус Хильгерт. — Кроме того, мы обнаружили, что объем этого рынка в шесть раз больше, чем мы думали».

Составители отчета пришли к выводу, что следственным и надзорным органам не хватает экспертизы для работы с незаконным оборотом древних артефактов. «На данный момент невозможно обеспечить эффективный контроль над этим рынком и соблюдение уже существующих или новых требований должной осмотрительности при работе с древними культурными ценностями», — говорится в документе.

Новая сеть, в которую, по словам Хильгерта, войдут «несколько десятков экспертов», объединит специалистов широкого круга дисциплин, в том числе искусствоведов и археологов из музеев и университетов. Они будут работать с данными нового приложения KIKU, разработанного Институтом Фраунгофера в Дармштадте для сотрудников таможенной службы и полиции. Приложение использует машинное обучение — один из методов искусственного интеллекта — для идентификации объекта по фотографиям, что помогает правоохранителям определить, не был ли он незаконно вывезен или добыт на нелегальных раскопках.

По словам Хильгерта, NEXUD будет работать и с данными поискового робота для индексации интернет-страниц, также разработанного Институтом Фраунгофера. «Очень часто бывает критически важно получить информацию в сжатые сроки», — говорит он. Задача заключается в том, чтобы «разработать способ доставлять информацию быстро и конфиденциально».

Хильгерт признается, что одна из самых больших трудностей — это объем знаний, необходимый для идентификации и проверки самых разных древностей, от африканских и американских доколумбовых артефактов до античных, ближневосточных, индийских и дальневосточных объектов. «По счастью, в Германии есть эксперты практически по всем этим регионам», — говорит он и добавляет, что правительство намерено посмотреть, можно ли будет со временем распространить этот пилотный проект и на другие страны для работы на международном уровне, и держит ЕС в курсе своих планов.

«Некоторые сферы очень нишевые, и не у всех стран есть эксперты во всех этих областях, поэтому межгосударственная взаимная поддержка очень важна», — считает он.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+