18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Братушки International: «Митьки» сквозь призму постмодерна

№93
Материал из газеты

Вышло русскоязычное издание книги известного слависта Александара Михаиловича о митьковском движении

Исторический лозунг «Митьки никого не хотят победить и этим завоюют весь мир» родился во времена, когда пародия на Карла Маркса, обещавшего пролетариату мировое господство, считывалась буквально всеми в СССР. О том, как это художественное движение зарождалось и расцветало в Ленинграде середины 1980-х, рассказано в давней уже книге «Митьки», написанной Владимиром Шинкаревым, одним из отцов-основателей группы. Перу того же Шинкарева принадлежит и труд под заглавием «Конец митьков», датированный 2010 годом. Так что с хронологией тут все обстоит довольно просто — в отличие от идеологии и сопутствующих ей аспектов.

За истолкование накопившегося у этого арт-сообщества «культурного багажа» взялся опытный заграничный специалист — профессор Беннингтонского колледжа в США, славист Александар Михаилович. Немаловажно, что с творчеством своих будущих героев он впервые познакомился лишь в 1998 году, когда их всенародная слава в значительной степени уже отгремела. Но для исследователя ретроспективизм — это даже и неплохо: можно во всем разобраться, никуда не торопясь и не полагаясь на свежие эмоции. Свою книгу «„Митьки“ и искусство постмодернистского протеста в России» Михаилович писал на протяжении десяти лет; она вышла на английском в 2018 году и вот сейчас — на русском в издательстве «Новое литературное обозрение».

Перед читателем не хроника событий и не искусствоведческий разбор произведений (хотя без элементов того и другого дело не обходится), а культурологический анализ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: цитированием Жиля Делёза, Жака Лакана, Михаила Бахтина и Бориса Гройса, использованием философской терминологии и выстраиванием специфической структуры текста, где членение на главы обусловлено не сюжетной драматургией, а акцентом на той или иной проблематике. Тем не менее труд Александара Михаиловича далек от схоластики: автор пользуется и собственной проницательностью. К тому же он основательно погрузился в описываемую им среду, со многими и о многом разговаривал лично — и это чувствуется. Дистанцию между собой и своими героями Михаилович всегда сохраняет, но она продиктована скорее стилем исследования, нежели стремлением ученого психологически самоустраниться.

Автор демонстрирует хорошее знакомство с нашими позднесоветскими и постперестроечными реалиями (да и более ранними тоже), однако его намеренная позиция — все-таки взгляд извне. И он довольно любопытен. Многое из того, что отечественной публикой воспринималось как «непереводимая игра слов», будь то литературные митьковские сочинения, их живопись или перформансы, Михаилович интерпретирует в интернациональном контексте — и «посконность» потихоньку отступает на второй план.

Результат этот достигается не только путем сопоставлений с феноменами других культур, когда, скажем, два протагониста, тот же Владимир Шинкарев и Дмитрий Шагин, «мерцающие близнецы», уподобляются персонажам пьесы Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо», а художественному движению в целом подбираются ситуативные аналоги вроде «Веселых проказников» Кена Кизи или словенского коллектива Neue Slowenische Kunst. Автор книги доискивается до глубинных категорий вроде «гибридного стиля», «поливалентной ролевой игры» и «размывания границ маскулинности» — и, как бы странно это ни звучало в отношении якобы простодушных «митьков», такой подход выглядит релевантным. Собственно, и сама их «игра в простодушие» разложена здесь по полочкам.

Недаром постмодернизм фигурирует в заглавии этого труда: тотальная «карнавализация жизни», присущая «митькам», вполне укладывается в прогрессивные культурологические схемы конца ХХ века. В их числе и политические пастиши, одним из ярких образчиков которых служила когда-то линогравюра Василия Голубева «Митьки отправляют Брежнева в Афганистан» (1987). Этой линии Александар Михаилович уделяет особое внимание: он перекидывает мостик от канонов раннего «митькизма» к современным флешмобам и разного рода протестным акциям, усматривая в последних определенную эстетическую преемственность.

Главных героев у книги меньше, чем фактических участников митьковского движения. Помимо упомянутого «дуэта трубадуров» в лице Шагина и Шинкарева, здесь даны более или менее подробные творческие портреты Ольги и Александра Флоренских, а также Виктора Тихомирова — остальные значатся лишь «в эпизодах». Так что за полной историографией группы или за пересказом всей ее обширной мифологии лучше обращаться к другим источникам. А вот если нужны трактовки, то труд Михаиловича может весьма пригодиться. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+