18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Кижи: операция на сердце острова

№93
Материал из газеты

Открывшуюся недавно после долгой реставрации Преображенскую церковь — памятник из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — пытались поновлять и укреплять на протяжении двух столетий

Шедевр деревянного зодчества, знаменитый погост на острове Кижи, переживает непростой период полномасштабной реставрации. Первый ее этап, восстановление Преображенской церкви, построенной в 1714 году на месте храма, сгоревшего в 1694-м, успешно завершился этим летом.

Открытие церкви Преображения Господня, одного из главных объектов Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», должно было состояться еще в августе 2020 года. Но тогда комиссия Министерства культуры потребовала ответить на вопросы, возникшие в ходе проверки. По словам Татьяны Незвицкой, заместителя директора музея-заповедника по реставрации, претензии относились главным образом к обоснованию деталей реставрации и оформлению документов. «Мы довольно быстро ответили на все вопросы комиссии и устранили недочеты», — рассказала Татьяна Викторовна корреспонденту The Art Newspaper Russia.

История разного рода поновлений в Преображенской церкви насчитывает два века. В 1860-е под постройку пытались подвести фундамент; ее обшивали деревом в 1818 и 1870 годах; и даже красили (до середины XX столетия исторический облик храма был скрыт под обшивкой белого цвета). Только в 1950-х выдающийся реставратор Александр Ополовников начал возвращать церкви подлинный образ. Он снял окрашенную обшивку, отреставрировал кровлю и частично интерьеры, воссоздал ограду вокруг погоста и согласовал установку крыльца с южной стороны храма.

В конце 1970-х годов стало понятно, что постройка может в любой момент обрушиться. Сруб весом 600 т и высотой 37 м давал неравномерную осадку из-за деформации бревен и отклонился от вертикали почти на метр. Храм закрыли, разобрали иконостас, во внутреннее пространство ввели металлический каркас, чтобы предотвратить обрушение. Долго шли дискуссии о том, как сохранить церковь. Высказывались опасения, что придется заменить буквально весь исторический материал и памятник утратит свое значение. Боялись и того, что после полной разборки его не смогут собрать — такие прецеденты бывали.

Тем не менее в 2000 году концепция спасения объекта была утверждена, в 2001-м появился эскизный проект, а работы начались в 2009-м. За основу взяли метод поэтапной разборки сруба снизу вверх (в отличие от традиционной разборки бревенчатых зданий сверху вниз), путем «отстегивания» каждого бревна от сруба. Верхние венцы приподнимались с помощью специально разработанной конструкции, из нижних поэтапно вынимали бревна и отвозили в плотницкий центр музея, работавший под руководством Андрея Ковальчука. Там дерево лечили или заменяли на новое и возвращали на место.

Как рассказала Татьяна Незвицкая, удалось максимально сохранить оригинальный материал и добиться устойчивости сруба. «Еще в 1980-е годы специалисты убеждали нас, что придется заменить не меньше половины исторического дерева, — пояснила Незвицкая. — Мы же заменили всего 36%. При этом поменяли лемех, изготовив его по историческим образцам. Так повелось издревле: лемех меняли каждые 30–40 лет. А на самом верхнем венце восстановили часть исторической обшивки XIX века для защиты хрупких венцов».

Много вопросов вызвало воссоздание крыльца. Конструкцию Ополовникова пришлось убрать. Автор проекта, известный петербургский архитектор-реставратор Владимир Рахманов предложил добавить в основание крыльца два венца. Он доказал, что прежде они существовали, но потом разрушились. Для защиты церкви под нее подвели фундамент, в результате она стала выше, и крыльцо Ополовникова повисло бы в воздухе. В итоге его переделали под восстановленную геометрию здания.

Существенную часть проекта составляла реставрация икон и иконостаса. Огромный иконостас Преображенского храма высотой более 7 м и шириной свыше 24 м, расположенный «на семи стенах», включает в себя 104 иконы. Последний раз его реставрировали более века назад, и сейчас требовалось новое вмешательство.

«Иконы были в хорошем состоянии, поскольку все время оставались в церкви, — рассказал нашему изданию Алексей Курочкин, реставратор высшей категории, руководитель реставрационной мастерской «Архитрав». — А вот иконостас перенесли в подклеть, и он сильно разрушился. Нам удалось сохранить практически 90% подлинного материала, в том числе историческое золото. Мы даже восстановили историческую резьбу, которую существенно изменили мастера в 1900 году».

Сейчас обсуждается вопрос, нужно ли возвращать роспись на «небо» (внутренний шатровый потолок храма). После обсуждения этой темы предстоит решение историко-культурной экспертизы. А в дальнейших планах музея-заповедника — реставрация второй церкви погоста, Покровской. Проект уже готовится. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+