18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Операция «Берлин-202»

№93
Материал из газеты

Как США вывезли коллекцию старых мастеров из берлинских музеев сразу после Второй мировой, устроили им тур по 14 американским городам, но потом все-таки вернули назад

Скандальная операция, после которой армию США обвинили в разграблении культурных сокровищ Германии, стала темой выставки «Живопись, политика и „хранители памятников“. Берлинские шедевры в Америке» (9 июля — 3 октября) в Художественном музее Цинциннати. Она посвящена темной истории, произошедшей сразу после окончания Второй мировой войны, когда 14 крупных музеев США оказались втянуты в то, что куратор из Цинциннати Питер Джонатан Белл назвал «сомнительной с точки зрения морали» авантюрой, одобренной на государственном уровне.

В 1945 году американские члены Mo­nu­ments Men («хранители памятников», вариант перевода — «охотники за сокровищами»), группы офицеров армии союзников, чьей задачей было спасти художественные ценности, награбленные нацистами, рисковали пойти под трибунал: они протестовали против решения генерала Дуайта Д.Эйзенхауэра перевезти 202 картины старых мастеров из государственных музеев Берлина в США якобы на временное хранение. Их мнение проигнорировали, и коллекция, получившая название «Берлин-202», отправилась на хранение в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. В 1949 году работы вернулись в Германию, но до этого они выставлялись в американской столице, а затем проехались по музеям США. Турне началось с Метрополитен-музея в Нью-Йорке и включало остановки в Филадельфии, Чикаго, Бостоне, Детройте, Кливленде, Миннеаполисе, Портленде, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сент-Луисе, Питтсбурге и Толидо.

Эта история началась в апреле 1945 года, когда американские солдаты обнаружили в соляных шахтах недалеко от коммуны Меркерс-Кизельбах в Центральной Германии невероятный клад — множество произведений искусства, которые нацисты спрятали от бомбардировок. «Хранители памятников» доставили их в центральный пункт сбора в Висбадене, чтобы возвратить законным владельцам. Огромное количество работ успешно вернули, но на лучших старых мастеров из Берлина положили глаз.

Американское военное командование решило, что 202 картины должны быть временно вывезены в США — якобы на том основании, что «для обеспечения их безопасности в Германии нет квалифицированного персонала», как было указано в официальном заявлении Белого дома. Среди них были работы Фра Анджелико, Беллини, Брейгеля, Веласкеса, Вермеера, Гольбейна, Дюрера, Караваджо, Кранаха, Мане, Пуссена, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тинторетто, Тициана, Тьеполо, Шардена, ван Эйка.

Уолтер Фармер (1911–1997), глава центрального пункта в Висбадене, был шокирован решением военных. Он опасался, что оно повредит репутации «хранителей памятников» и поставит под угрозу состояние картин, а позже назвал решение американских властей «мародерством». В ноябре 1945 года Фармер и его коллеги подписали петицию, адресованную вышестоящему руководству. Бумагу, получившую название «Висбаденский манифест», военные проигнорировали, хотя ставший общественным достоянием документ вызвал беспокойство в художественных кругах.

Картины отправили морем в Америку, и уже через месяц они оказались в хранилище Национальной галереи. Через два с небольшим года американцы решили вернуть «Берлин-202», но сперва коллекция должна была проехаться по художественным музеям страны. Чиновники тогда заявляли, что работы перевезли в США исключительно «в целях спасения и защиты и лишь до тех пор, пока они не будут благополучно возвращены прежним владельцам», но, по мнению Белла, «было бы преувеличением назвать турне по нескольким музеям более безопасным, чем просто хранение в музейном здании в Германии или в Вашингтоне». Всего выставки немецких экспонатов в США посетило почти 2,5 млн человек. Затем картины вернули в Германию, собрание доставили в Висбаден к маю 1949 года.

Возвращенные ценности оставались там до 1956 года, потом их перевезли в музей в Далеме, западном пригороде Берлина в американской зоне, и лишь в 1998 году, через восемь лет после воссоединения страны, произведения наконец-то вернулись в центр Берлина. Большинство из них теперь хранится в Берлинской картинной галерее. Выставка в Цинциннати включает 4 из тех 202 работ. Это картина, приписываемая Конраду Вицу, работы Филипса Конинка и Антуана Ватто, а также «Портрет девушки» Сандро Боттичелли.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+