18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей Зои Космодемьянской обнародовал стратегическую программу

№93
Материал из газеты

Комплекс в Петрищеве, что в 100 км от Москвы, обещает стать первым государственным музеем, посвященным не одной героине, но и женщинам вообще

План, который почти год разрабатывала Студия Артемия Лебедева, недавно был одобрен Министерством культуры Московской области. Его суть состоит в том, чтобы развивать музей под лозунгом «Она и мир».

Музей «Зоя» будет рассказывать о сильных женщинах — героях Великой Отечественной войны, а еще ученых, художниках, писателях, бизнесменах (прежде всего тех, кто занимается социальным бизнесом), меценатах мирного времени.

Это не феминистская повестка, а общегражданская: музей интересуют личности, внесшие вклад в развитие страны и шире — цивилизации.

Аналогичных музеев немало в мире. В Международную ассоциацию женских музеев (IAWM) сейчас входит около 100 институций (пятая их часть — виртуальные). Их география охватывает Европу, Америку, Азию, Африку и Австралию. Сотрудничество с ними могло бы стать весьма плодотворным. Само сочетание «Она и мир» будет трактоваться по восходящей: она и мир (без границ), она и мир (искусства), она и миры.

«Обращаясь к концептам ЖЕНЩИНА/МИР, мы противопоставляем их нарративу и проблематике основной экспозиции, исследующей ВОЙНУ и память о ней, — пишут авторы программы. — Такой подход является сильным драматургическим приемом, нацеленным на чувства зрителей и оставляющим пространство для персональных интерпретаций».

Второй стратегический вектор — поиск ответов на вопрос, как сохранить мир. «По данным доклада Роберта Джексона, адресованного НАТО в 1997 году, с момента окончания Второй мировой войны на планете было всего лишь 26 мирных дней», — сообщают разработчики программы. И опять же, это общечеловеческая повестка: музеи мира составляют международную сеть — International Network of Museums for Peace (INMP), взаимодействие с которой могло бы быть весьма интересным.

Напомним, что новый музей «Зоя» открылся после глобальной реконструкции весной 2020 года. Семантическое его ядро составляет рассказ о первой женщине — Герое Советского Союза в годы войны и о контрнаступлении советских войск в битве под Москвой.

В музейный комплекс входит несколько объектов: изба Прасковьи Кулик, где разведчицу пытали в ночь перед казнью, стела на месте ее гибели, ее первое захоронение, а также новое здание с разбитым вокруг него ландшафтным парком. Проект нового корпуса разработало молодое архитектурное бюро «А2М» Андрея Адамовича и Даны Матковской. Что касается внутреннего наполнения, то концепцию, дизайн и сценарий экспозиции, а также весь мультимедийный контент сделало легендарное бюро Lorem Ipsum (креативный директор — Абигейл Онор), придумавшее среди прочего музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге. Сочетая подлинные экспонаты с иммерсивными технологиями, разработчики воссоздали в музее атмосферу 1930–1940-х годов: школьный класс, где девушка могла учиться, зимнюю подмосковную деревню, блиндаж и поле военных действий, солдатскую землянку. Помимо этого, в здании есть пространства для лекций и дискуссий, а также зал «Бессмертный полк», куда каждый может принести фотографии и документы своих родственников — очевидцев войны.

Вскоре после официального открытия музей попал в эпицентр бурного публичного обсуждения, оказавшись заложником своего модного внешнего облика: современная архитектура сделала его «инстапоинтом» — популярным местом для легкомысленных съемок в Instagram, что вступило в противоречие с изначальной мемориальной миссией. Понадеемся, что с запуском стратегической программы таких казусов больше не случится.

Музей будет развивать онлайн-деятельность: подкасты, страницы в социальных сетях, цифровой архив.

Огромная роль отводится правильно выбранным хештегам: «преодолевающая», «меняющая мир», «ведущая за собой».

Например, блогерам из регионов может быть предложено рассказать о героинях своей малой родины, совершивших прорыв в той или иной области. То есть вокруг подмосковного музея может сложиться общероссийское, а в идеале и международное комьюнити. Варианты работы офлайн практически неисчерпаемы: театральные постановки, кинофестивали, лекторий, творческие встречи, круглые столы, воркшопы, выставки, исследования, выпуск собственного журнала.

Музей рассчитан на разные категории посетителей — от (естественно) школьников до профессиональных художников, дизайнеров, писателей. Литература станет особой частью повестки, так как доподлинно известно, что Зоя Космодемьянская мечтала стать писателем, поступить в Литературный институт.

Когда это все заработает, мы сможем получить по-настоящему современный военно-пацифистско-патриотический музей. Ничего подобного в России пока нет. И если этот опыт будет удачным, его распространят на другие музеи аналогичной направленности.

Единственная сложность — программа такая грандиозная, что требует слаженной командной работы и глубокой и всесторонней подготовки любого события.

«Программа „Она и мир“ — это во всех смыслах душа музея, — говорит его директор Марина Роменская. — В ней фундаментом заложены женственность, созидательность, миротворчество и большое количество тем, которые интересны, актуальны и полезны. Уже в этом году музей начнет издательскую деятельность, подготовив вначале ежеквартальный, а в дальнейшем ежемесячный научно-популярный буклет». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+