Киносеансы The Art Newspaper Russia

№16, сентябрь 2013
№16
Материал из газеты

Британские фильмы о выставках Мане и Мунка покажут на большом экране

Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1901. Холст, масло. 136 x 125,5 см. Courtesy Cool Connections
Эдвард Мунк. Девушки на мосту. 1901. Холст, масло. 136 x 125,5 см. Courtesy Cool Connections

Exhibition оn Screen (Выставка на экране) — новый проект известного британского документалиста Фила Грабски. Компания PhilGrabskyfilms.com в сотрудничестве с Seventh Art Productions and BY Experience снимает документальные фильмы о крупнейших художественных выставках со всего мира, которые затем выходят в прокат в кинотеатрах 30 странах, а также доступны на DVD. Проект начался в этом году, и пока вышли две ленты, Мане. Жизнь на холсте про выставку в Королевской академии художеств и Мунк — 150, подготовленная к юбилейной ретроспективе Эдварда Мунка в Осло. Сейчас команда Фила Грабски работает над следующим фильмом о выставке Яна Вермеера в лондонской Национальной галерее, а также уже занимается подготовкой фильмов о пяти крупных выставочных проектах 2014 года и планирует дальнейшую деятельность на 2015 и 2016 годы.

Главная задача цикла — познакомить зрителя с выставкой, каждый фильм сочетает в себе элементы своеобразной виртуальной экскурсии по экспозиции и серьезного научного каталога, которые музеи выпускают к выставочному проекту. С одной стороны, фильмы дают представление об экспозиции людям, которым не удалось ее посетить, с другой — раскрывают многочисленные детали, а также кураторские задачи тем, кто видел эти выставки-блокбастеры. Авторы подробно показывают ключевые произведения каждой экспозиции и демонстрируют их в тех подробностях, в которых посетитель выставки не всегда может рассмотреть картину в зале.

Ведущий фильмов, известный британский искусствовед Тим Марлоу, переходит от картины к картине и выступает в роли персонального гида. Беседуя с кураторами экспозиции, а также с историками искусства — крупнейшими экспертами по творчеству того или иного мастера, арт-критиками и художниками, он предлагает зрителю по-новому взглянуть и на художественную выставку, и на творчество Эдуарда Мане и Эдварда Мунка. Как справедливо отмечает сам Марлоу, «порой камера выявляет даже больше, чем невооруженный глаз».

Фил Грабски так формулирует идею своего проекта: «Меня побудило к этому желание разделить удовольствие от посещения выдающихся выставок со зрителями со всего мира. Начать цикл с трех потрясающих экспозиций на первоклассных площадках — это огромное волнение. Если вы не смогли побывать в Королевской академии, вы обязаны посмотреть фильм. Если вам повезло достать туда билет и попасть, вы захотите увидеть фильм еще больше. И сейчас с выставкой Мунку — 150 в Осло то же самое». Газета The Art Newspaper Russia в партнерстве с Центральным домом художника и арт-объединением CoolConnections проведет показы фильмов Мане. Жизнь на холсте и Мунк — 150 в рамках 17-й Международной художественной ярмарки «Арт Москва».

«Мунк — 150»

Российская премьера фильма о выставке Эдварда Мунка, посвященная 150-летию со дня рождения художника. Выставка Мунку — 150 — это, пожалуй, самый крупный в истории показ произведений модерниста. На ней представлены главные работы всех периодов жизни художника. Она разделена на две части, часть экспозиции размещена в Национальной галерее Осло, где демонстрируются работы 1882–1903 годов, а в Музее Мунка — картины, написанные в 1904–1944 годах. Фильм открывает окно в мир выставки и постепенно раскрывает личность самого Мунка, подробности его биографии и особенности творчества. Авторы фильма показывают обе экспозиции, разбирают главные произведения, дают слово кураторам, которые рассказывают не только о самом художнике и комментируют его работы, но и объясняют концепцию экспозиции. Посмотрев ленту, можно понять, из чего складывается подготовка выставки, по какому принципу отбираются произведения, как делатся макет экспозиции, что побудило ее авторов оформить и скомпоновать их определенным образом, а также разгадать хотя бы некоторые загадки личности и творчества такого знакового и таинственного художника, как Эдвард Мунк.

«Мане. Жизнь на холсте»

Фильм посвящен выставке Эдуарда Мане, состоявшейся весной в Королевской академии художеств в Лондоне. Это первая ретроспектива портретов художника, которые составляют значительную часть его наследия: он изображал близких и друзей, а также выдающихся людей эпохи вроде писателя Эмиля Золя и поэта Стефана Малларме. Ведущий Тим Марлоу провожает зрителя за кулисы выставочного процесса, показывает, как хранитель принимает запакованные картины, приехавшие со всего мира, фиксирует состояние сохранности и готовит экспонаты к развеске. Разумеется, авторы картины дают слово кураторам и специалистам, которые объясняют, почему Мане считают «отцом современного искусства». Однако фильм этот не только рассказ о выставке, его главным героем остается сам художник, поэтому основное внимание все же сосредоточено на биографии Мане, анализе его портретов, а также в нем дано увлекательное описание парижской жизни XIX века. Пресса в США и Великобритании, где лента уже была в прокате, писала о ней с восторгом: «Ни очереди, ни ноющих ног — и шанс изучить искусство» (Times), «Фильм доказывает, что посмотреть выставку с помощью камеры (особенно высокого разрешения) — это куда лучше, чем не увидеть ее вовсе» (New York Times).
ЦДХ, Крымский Вал, д. 10
Мане. Жизнь на холсте

20 сентября, 19:00
22 сентября, 16:00

Мунк — 150
20 сентября, 17:00
22 сентября, 14:00, 18:00
Купить билеты можно здесь

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+