Манипулятор смыслами

BERND THISSEN / AFP IMAGEFORUM
BERND THISSEN / AFP IMAGEFORUM

Патриарх американского концептуализма Джон Балдессари приезжает в Москву показать себя и поговорить с Ильей Кабаковым.

Загадочное уравнение 1+1=1 в названии выставки в Центре современной культуры «Гараж» (кураторы Кейт Фаул и Ханс Ульрих Обрист), отсылает нас к основной теме Джона Балдессари, сделавшей его знаменитым, — сталкиванию в одной работе двух разных визуальных образов, часто и с использованием текста. С середины 1960-х он начал воспроизводить фотографии, фрагменты из голливудских фильмов и рекламных роликов, снабжая их подписями, не имеющими никакого отношения к изображению. Таким образом Балдессари как бы предлагал зрителю убедиться в том, насколько радикально меняется смысл картинки от сопровождающего его текста. Дальше, в 1980-е, он стал еще и заклеивать лица и части тел своих героев цветными кружочками — какая, действительно, разница, кто там изображен?. Впрочем, даже ценность собственного творчества он поставил под сомнение: собрал и сжег свои картины, созданные с 1953 по 1966 годы, из пепла испек печенье и сложил в урну, снабдив ее бронзовой табличкой с «датами жизни и смерти» и рецептом печенья (The Cremation Project, 1970).

В те же 1980-е Балдессари занялся комбинированием в рамках одной работы произведений разных художников: брал фрагмент картины и дублировал его в сопоставлении с другим изображением. Так, с легкой руки Бальдессари сошлись Фернан Леже и Макс Эрнст, Анри Матисс и Энди Уорхол. Сами того не ведая, новую жизнь обрели также Шарден, Де Кирико, Курбе, Жак-Луи Давид, Гоген, Малевич, Мане, Дюшан. Иногда коварный экспериментатор оставляет на откуп нашей эрудиции имя второго из цитируемых художников.

На выставке в Москве будут работы последних двух лет из четырех взаимосвязанных циклов «двойных» серий Балдессари, впервые представленые вместе. Так что теперь каждый при желании сможет не только убедиться в том, что Балдессари «больше не делает скучное искусство» (так называлась одна из его самых известных работ 1971 года), но и оценить результат. «Конечно, может получится чудовище Франкенштейна, но иногда возникает третий смысл. Этот процесс меня захватывает», — говорит художник. Помимо выставки, «Гараж» приготовил еще и встречу двух мэтров концептуализма: 18 сентября в Центральном доме художника состоится публичная беседа Джона Балдессари и Ильи Кабакова. А еще обещают новое произведение Балдессари, созданное специально к выставке, которое предстанет на рекламном щите в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+