Археолог Валерий Гуляев: «Они уничтожили мощную многовековую историю человечества»

№35, июль-август 2015
№35
Материал из газеты

Мировая общественность в ужасе наблюдала за тем, как боевики «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) уничтожают бесценные памятники культуры на севере Ирака, выкладывая видео своих бесчинств в Интернет. С помощью тяжелой техники и взрывчатки навсегда стерты с лица земли древние города Ассирийской империи, одного из самых могущественных государств своего времени

Хатра. Эллинистический рельеф на стене храма. I–II вв. н. э.
Хатра. Эллинистический рельеф на стене храма. I–II вв. н. э.

Всемирное историческое наследие понесло невосполнимые потери. О том, что на самом деле мы потеряли навсегда, о своеобразной культуре и истории Древней Ассирии Сергею Чаукину рассказывает участник первой советской археологической экспедиции в Ираке (1970–1980), доктор исторических наук, профессор Валерий Гуляев.

Справка

Валерий Гуляев
Доктор исторических наук, профессор

Место и дата рождения Москва, 1938

Образование Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, исторический факультет, кафедра археологии; аспирантура Института археологии Академии наук СССР

1966 защитил кандидатскую диссертацию по теме Древнейшие цивилизации Мезоамерики

С 1967 работает в Институте археологии РАН, заведующий отделом теории и методики

1978 защитил докторскую диссертацию по теме Города древних майя (структура и функции городов в раннеклассовом обществе)

1969–1980, 1985 участник первой советской археологической экспедиции в Ираке

1990–2002 заместитель директора по науке Института археологии РАН

1993–2002 главный редактор журнала «Российская археология» Автор свыше 300 научных публикаций, включая 23 монографии, в том числе Шумер. Вавилон. Ассирия. 5000 лет истории (М., 2004), В стране первых цивилизаций. Ирак (М., 2006)

Еще…

Валерий Иванович, сейчас в связи с разрушением древних городов много говорят об Ассирии, но мало кто представляет, где располагалось это государство, в каких условиях сформировалось. Как ассирийцы сумели создать великую империю?

Если ехать из Багдада на север, то примерно через 200 км начинается равнина с каменистыми холмами. Это и есть Ассирия. Страна предгорная, с хорошей растительностью — было распространено и скотоводство, и земледелие. В этой местности водились львы, барсы, волки, которые нападали на домашний скот. Поэтому ассирийский пастух должен был быть хорошим охотником, крепким и закаленным человеком. Отсюда и столь необходимые воину качества: неприхотливость, умение преодолевать трудности, ловкость, смелость, сила и хорошее владение оружием.

Ассирийское могущество можно легко представить, проследив историю развития трех столиц империи, которые последовательно сменяли друг друга: Ашшура, Нимруда и Ниневии. Они расположены в так называемом Ассирийском треугольнике в окрестностях города Мосул.

Ашшур находился на левом берегу Тигра, на скалистом утесе при впадении реки Большой Заб. В ходе раскопок выяснилось, что первая столица ассирийских царей всегда была довольно благоустроенным городом. Здесь имелся водопровод, существовала система канализации, во многих жилых домах были ванны. Каждый царь стремился увековечить свое имя строительством новых пышных храмов и дворцов, возведением неприступных укреплений, благоустройством улиц.

Так продолжалось вплоть до IX века до н. э. В это время энергичный правитель Ашшурнацирапал II решил перенести свою столицу из древнего Ашшура в деревушку Калах (Нимруд), расположенную у слияния Тигра и Большого Заба. За считаные месяцы на месте старого, давно заброшенного селения тысячи подневольных рабочих возвели огромный город, окруженный высокими глинобитными стенами (периметр их составлял 8 км) с многочисленными зубчатыми башнями. Словно из-под земли выросли здесь пышные дворцы и храмы, ступенчатые пирамиды, лавки, казармы, склады, ремесленные мастерские. Своеобразной визитной карточкой города были крылатые гении — ламассу, или шеду — гигантские каменные статуи человекобыков и человекольвов, стерегущие главные ворота и внутренние проходы царской резиденции. Их размеры поражают и подавляют. Стоя рядом с ними, человек среднего роста едва дотягивается рукой до туловища этих чудовищ. Удивляет и то, что у них не четыре, а пять ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. Если смотреть сбоку, то крылатое чудовище идет, если смотреть спереди — то оно стоит.

В VIII–VII веках до н. э. Нимруд постепенно теряет свое главенствующее значение. Столица государства переносится в Ниневию. Этот город был окружен двойным кольцом стен — внешней, каменной, и внутренней, из сырцового кирпича. Последняя имела до 10 м в ширину и 24 м в высоту. Про нее говорили с почтением: «Та, которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Вокруг стены вырыли ров шириной 42 м, наполнявшийся водой из реки Хоср.

По обе стороны городской стены Синаххериб заложил тенистые сады и парки. Недовольный грязной водой из Тигра и Хосра, он отыскал у выхода с горных хребтов несколько источников кристальной чистоты. Чтобы доставить эту воду в Ниневию, царь приказал построить мощеный камнем канал длиной свыше 80 км, а через глубокие провалы и ущелья перебросить белокаменные акведуки. Но, конечно, самое пристальное внимание уделил Синаххериб строительству царского дворца. Он занимал территорию около 3 га и имел, помимо комнат для слуг, еще 80 покоев и парадный зал. Входы в царскую резиденцию охраняли 27 пар крылатых гениев и чудовищ. Стены дворцовых помещений были украшены бесчисленными каменными плитами, рельефными картинами, надписями. Древние мастера запечатлели на сером мосульском мраморе самые значительные сцены из жизни ассирийских царей: победоносные походы в соседние страны, охоту на львов, пиры, общение с богами и так далее.

Дома горожан строились из глины и кирпича. Вместо выгребных ям с каждого двора шли сточные канавы, которые вели в большой, проложенный под мостовой канал. Верх зданий обыкновенно представлял собой террасу с плотно утрамбованной землей.

В 612 году до н. э. объединенное войско Вавилона и Мидии напало на Ассирию. Все города империи были разрушены, ассирийцы расселились по всему Ближнему Востоку. У нас в советское время потомки ассирийцев были чистильщиками сапог. Знали секреты изготовления гуталина, прекрасно разбирались в кожаной обуви. Их палатки располагались около метро, автобусных остановок, и только в 1990-е годы, когда началась разруха, они переехали в другие места.

Что оставили нам древние ассирийцы?

Кочевые семитские племена создали своеобразную культуру. Она была воинственная и жестокая, тем не менее это высокая древневосточная цивилизация. У них была развитая городская инфраструктура: там прекрасно чистились улицы, каналы, была питьевая вода, канализации, акведуки провели раньше римских. В аристократических кругах был высок уровень грамотности. То, что мы знаем об истории Древнего Востока, — это все во многом благодаря ассирийцам. Ашшурбанапал II — жестокий царь, но он был поэтом и страшно горевал, что придется умирать. Он собирал клинописные таблички начиная с Шумера и Аккада и заканчивая его временем. Все было по полочкам разделено: география, ботаника, история, литература; все мифы, благодаря Ашшурбанапалу II, сохранились в библиотеке. Если бы не он, мы бы знали о Месопотамии раза в три-четыре меньше.

И если в начале археологических исследований Древней Ассирии все находки увозили в Англию и Францию, то в последние годы все передавалось в мосульский музей, который недавно был разгромлен. Плиты с барельефами вернули в дворцовый зал Нимруда, они стояли вдоль стен. Теперь это тоже уничтожено.

Что можете сказать о действиях террористов?

Я могу только сказать, что прощения или оправдания таким действиям быть не может. Они уничтожили мощную многовековую историю человечества, потому что вся археология началась не с Античности, а с исследований Древнего Востока. Во всех университетах это изучают. Мы теперь знаем, что Античность была только этапом, а так все идет от Шумера. Аккад, Вавилон, Ассирия, Греция, Рим — вот цепочка культурного развития.


Пальмира: между молотом Башара Асада и наковальней ИГИЛа

Справка

Хроника потерь

05/2015
В сирийском городе Алеппо в результате атаки ИГИЛ разрушена армянская кафедральная церковь Святых Сорока Мучеников Севастийских, датируемая XV веком.

03/2015
В Ираке разрушен Хорсабадский дворец, построенный ассирийцами в VII веке до н. э. Части его уникальных каменных барельефов хранятся в музеях Ирака (Багдад), США (Чикаго), Франции (Париж) и Великобритании.

Бульдозерами стерт с лица земли древний город Хатра на севере Ирака, один из крупнейших городов Парфянского царства, основанный при Селевкидах в III–II веках до н. э. и включенный в список всемирных памятников ЮНЕСКО. Древние золотые и серебряные монеты из города попали на черный рынок.

В христианском монастыре IV века Мар-Бехнам в 35 км от города Мосул на севере Ирака боевиками ИГИЛ взорваны могилы сирийского мученика Мар-Бехнама и его сестры Сары, умерщвленных отцом за обращение в христианство. Судьба уникальной монастырской библиотеки с рукописями, датируемыми XV веком, остается неизвестной. К счастью, все 530 манускриптов успели оцифровать.

Боевики сровняли с землей древнее городище Нимруд на месте некогда процветавшего ассирийского города Кальху (Калах); город славился мастерами резьбы по слоновой кости. Захвачен древний город Босра на юге Сирии, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

02/2015
Взорвана курдская Красная мечеть в Мосуле, датируемая XII веком.
Погром в музее Мосула, где хранилось 173 бесценных артефакта, включая статуи из Хатры — разбиты кувалдами. Боевики разрушили не менее пяти христианских храмов в долине реки Хабур. Пострадали церковь в Тель-Урмисе, церковь Мар-Бишо в Тель-Шамиране, церковь Кабр-Шамийи в Тель-Балоуа и церковь Святого Саввы в Тель-Джадии. Погром в датируемой X веком церкви Святого Георгия в Тель-Магасе: статуи и барельефы крушили кувалдами, с купола и могил сбиты кресты. Теперь предположительно используется в качестве женской тюрьмы.

09/2014
Уничтожена «Зеленая церковь» в городе Тикрит к северо-западу от Багдада, один из древнейших на Ближнем Востоке христианских храмов, памятник VII века и место поклонения верующих Ассирийской церкви Востока. Масштабная реновация храма была проведена в 1990-е годы при Саддаме Хусейне, который родился в Тикрите. Взорвана армянская церковь Святых Мучеников в сирийском городе Дейр-эз-Зор, зало­женная в 1985 году. Была местом поклонения в память о жертвах геноцида армян 1915 года; пострадала также в 2012 году в результате авианалета сирийских войск.

07/2014
В Мосуле на севере Ирака боевики, угрожая прихожанам расправой, вынудили их покинуть мечеть пророка Юнуса. Здание, возвышавшееся над руинами древнего города Ниневии, где по преданию находилась могила пророка Ионы, чтимого и мусульманами и христианами, было взорвано. Видео выложено в Интернет.

02/2014
Уничтожен позднеантичный город-крепость Дура-Европос.

07/2013
В результате авианалета серьезно поврежден замок Крак-де-Шевалье, построенный между 1142 и 1271 годами.

Еще…

ИГИЛ, похоже, не щадит ничего и никого: ни христианские, ни мусульманские святыни, не говоря уже о миллионах беженцев — как христиан, так и мусульман-шиитов.

Христианская община Ирака — одна из старейших в мире: она ведет свою историю с I века н. э., но число исповедующих христианство в стране резко сократилось в последние годы, сейчас они представляют лишь 1% населения. Большинство из них — сирийские христиане, в том числе прихожане Халдейской католической, Православной сирийской и Сирийской католической церквей. По данным Эрики Хантер, специалиста по восточному христианству Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета, от ИГИЛ пострадали 72 церкви и храма, 45 из них — в городе Мосул, оккупированном боевиками с июня 2014 года. Некоторые лишились статуй, крестов или барельефов, другие и вовсе сровняли с землей.

Несмотря на заявления о создании халифата в Сирии и Ираке, суннитские экстремисты из ИГИЛ нетерпимы по отношению к шиитам, составляющим большинство иракских мусульман. Боевики уничтожают шиитские мечети, особенно те, где находятся могилы мучеников, поклонение которым они отвергают. По словам ученого из Ирака, в прошлом году при захвате Мосула было уничтожено 37 исламских святынь.

В Ираке большинство исторических зданий — это либо мечети, либо церкви, так что действия боевиков наносят непоправимый ущерб культурному наследию страны. Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова назвала происходящее «культурной чисткой». По ее словам, «это часть стратегии экстремистов-террористов, которая связана с уничтожением памяти человечества: чтобы подчинить себе население и утвердить свое господство».

В середине мая боевики ИГИЛ взяли под контроль почти всю территорию древнего сирийского города Пальмира. Теперь античным памятникам Пальмиры, признанным объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, угрожает либо уничтожение, либо разграбление, либо огонь атак сирийской армии, которая пытается отбить находящийся неподалеку современный город Тадмор. В течение нескольких дней правительственные войска Башара Асада атаковали город с воздуха. Окружающие Тадмор холмы издревле считаются стратегически важной позицией — здесь до сих пор находится крепость XVII века Калъат-ибн-Маан, возведенная на руинах старых укреплений. Тысячи мирных жителей покинули город до оккупации, оставшиеся были жестоко убиты или ранены террористами, устроившими массовую резню.

Пальмира находится в пустыне в 250 км от Дамаска. В I и II веках н. э. она была одним из главных городов Римской империи, тесно связанным с Персией и активно торгующим с Китаем и Индией. Согласно Библии, Пальмиру сотворили джинны по приказу царя Соломона. Два центра — храм Ваала и лагерь Диоклетиана — соединяла Большая колоннада длиной более 1 км и шириной 1 м с триумфальной трехпролетной аркой, построенной в III веке (она частично сохранилась до наших дней). В центре Пальмиры находились театр, агора — центральная рыночная площадь с храмами и госучреждениями — и богато отделанные термы. К юго-западу от главного места раскопок располагается Долина гробниц. Археологический музей, открытый в 1961 году, находится между Тадмором и римскими развалинами. В нем хранились древнеримские бюсты с надгробий — жемчужины археологических сокровищ Пальмиры. К счастью, по сообщениям правительства Сирии, гробницы надежно заперты; кроме того, глава правительственной службы по охране древностей Маамун Абдулкарим уверяет, что большинство экспонатов удалось эвакуировать в Дамаск до того, как экстремисты ворвались в город.

В конце мая стало известно, что к городу стягивают бульдозеры и уже разбит памятник I века, посвященный богине Аль-Лат в образе льва. 

Мартин Бейли

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+