18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третья Одесская Венецианская

В славном городе Одессе, где есть магазин «Усик», кошка Расслабоня и женщина «Держава» (в которую, говорят, безуспешно был влюблен Бродский) открылась III Одесская биеннале современного искусства, проекты которой можно было обнаружить в музеях, частных галереях и даже в винном баре.

Одесский художник и литератор Виктор Солодчук иронично окрестил ее в нашей беседе «третья одесская венецианская». Повод для иронии у художников есть, поскольку процессы институционализации современного искусства в Одессе только зарождаются, и деньги на проекты им приходится добывать самим. О чем честно признались организаторы на пресс-конференции. Кто-то из художников «зализывал старые раны» — выпек хлеб на сковородке, форма которой представляла собой советский герб (Сергей Зарва Любая кухарка может заниматься искусством), и засовывал вырезанные из журналов образы пионеров в мусорные пакетики (Ирина Волгарева). Мирослав Кульчицкий (один из кураторов биеннале) в своем проекте No Third Way поднимает проблемы сохранения исторического наследия, городской среды и существования человека в городе (инсталляция из мусора и фото городской среды с красноречивыми напечатанными крупным шрифтом подписями: «Довели», «Забросили», «Поумирали»). Не обошлось и без политики: вопрос самоуправления решает Марина Напрушкина в своей графической серии.

Видимо, природная расслабленность одесситов повлияла на то, что трэшевых проектов мы на выставках не обнаружили, хотя, признаюсь, все посетить не удалось. И сильно ироничных  тоже. А модным в Москве левым дискурсом тут и не пахнет.

Винную тему, само собой, одесситы не обошли и в проектах. Дмитрий Орешников разработал дизайн винных этикеток, в которых фигурируют лица советских литераторов и вождей. Профиль Феликса Эдмундовича, например, окружен белыми черепами: Дзержинский отвечает за белую текилу — и белые черепа. Один из проектов так и называется — Виеннале (кураторы Дмитрий Дюльфан и С. Поляков), и проходил он в галерее «Окно», что располагается в небольшом винном заведении «Дулов». Поскольку главным тут было вино, художникам осталось заполнить помещение работами, косвенно связанными с алкогольной темой. Тут тебе и поэт Шевченко, тянущий к тебе руки с ужасным взглядом (работа Подлипского) — то ли призрак белой горячки, то ли закодировать хочет! — и натюрморт со стаканом с красными, будто кровавыми, капельками (Юрий Жванецкий), и Инь-Ян, небрежно сделанное из носков (Андрей Казанджий). Кто после вина собирается достичь гармонии без носков, пусть бросит в меня камень! Впрочем, что мы все о вине? Галерея «Окно» — приятная неформатная тусовочная площадка, где можно не делить искусство и городскую среду (музыканты выступали на улице) и богемно повыпендриваться, придя на вернисаж в алкогольное заведение в черном плаще с оранжевой авоськой, в которой — о да! — светила солнцем бутылка с подсолнечным маслом.

На расширение контакта с городской средой нацелен и проект Артрейдеры, инициированный художником Игорем Гусевым три года назад. В рамках биеннале в галерее «Желтый пеликан» можно обнаружить фото- и видеоотчет трехгодичной деятельности. Артрейдеры — это сознательно некоммерческий (для одессита это все равно что наступить на горло!) проект группы художников, площадкой для реализации которого был выбран местный блошиный рынок. Каждый художник мог выступить в качестве куратора, задав тему очередной акции, с условием, что объекты и инсталляции будут сделаны из вещей и предметов с рынка. Работы нужно было располагать на территории самого рынка, на темном полиэтилене на асфальте. Контакт с социумом получился, и шансы на вторую жизнь у старых вещей увеличились. В пандан к документации рейдеров в «Пеликане» можно было бесплатно посмотреть и отчеты о харьковской группировке SOSка, деятельность которой разворачивалась в основном в помещениях. А тех, кого вдруг утомит кропотливое изучение отчетов, пламень любви к искусству (и к людям) легко зажжет Starфакел Сергея Лиховида — скульптура, сделанная из зажигалок, которые присылались художнику в течение нескольких лет из разных уголков Украины, России и Польши. Так что искусство, не сомневайтесь, взрывоопасно!

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+