18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство или преступление?

№16
Материал из газеты

Можно ли экспонировать работы художников, уличенных в сексуальном насилии?

Художественный мир пребывает в растерянности: одни считают, что творчество нужно отделять от биографии, другие прибегают к строжайшей цензуре, многие сходятся во мнении, что художники на собственном примере показали, что объединять искусство и жизнь опасно.

История полна ужасов, связанных с преступлениями во имя религии. Но что делать с произведениями искусства, изображающими женщин и детей, если их создавали художники, впоследствии уличенные в преступлениях сексуального характера? Спорные фотографии Отто Мюля в мае демонстрировались на нью-йоркской ярмарке Frieze на стенде австрийской галереи Krinzinger. Сам мастер был одним из пионеров венского акционизма и основателем австрийской коммуны Фридрихсхоф, печально известной своим авторитарным стилем руководства. В 1991 году он был арестован по обвинению в совращении малолетних, изнасилованиях и принуждении к аборту. Мюля приговорили к семи годам тюрьмы, из которых он провел в заключении шесть с половиной.

Эта история очень напоминает судьбу британского художника Грэма Овендена, который в апреле был осужден по обвинению в семи преступлениях сексуального характера, шесть из которых затронули детей. Его рисунки и картины, изображающие обнаженных детей, активно экспонировались в музеях и галереях на протяжении многих лет. В начале 1990-х годов американская таможня подняла вопрос о тематике ряда его работ, а в 2009 году в британском суде обсуждалось, являются ли они непристойными, но в итоге дело было закрыто.

До недавнего судебного процесса многие известные деятели художественного мира защищали право Овендена создавать подобные работы: в числе его сторонников были Дэвид Хокни, Питер Блейк и Пирс Роджерс, бывший секретарь лондонской Королевской академии художеств. После того как Овенден был осужден, британское художественное сообщество от него отвернулось; галерея Тейт удалила 34 его работы из экспозиции и со своего сайта до тех пор, пока не будет принято окончательное судебное решение.

Многие популярные газеты, в частности британская Daily Mail, раскритиковали художественный мир за поддержку Овендена, но и галерея Тейт получила свою порцию критики за то, что она прибегает к цензуре. Тиффани Дженкинс, обозреватель сайта Spiked, отмечает, что музеи принимают решения на фоне роста озабоченности, связанной с сексуальным насилием над детьми и с изображением их обнаженных тел. Могут ли галереи, коллекционеры, музеи и художественные ярмарки экспонировать работы художников, обвиненных в подобных преступлениях, и если да, то как это делать?

Отто Мюль уже занял свое место в истории, и его популярность возросла после ряда недавних выставок, но ситуацию с его арестом и тюремным заключением очень по-разному освещали в разных странах. В Южной Европе о ней писала центральная пресса, поскольку Мюль и его последователи основали коммуны не только в Австрии, но и на испанском острове Гомера и в португальском Фару, где в последние годы жил художник. При этом в Северной Европе художественный мир предпочел закрыть глаза на его преступления. В 2011 году корреспондент испанской газеты El Pais опубликовал роман, в основу которого легла история пожилого художника. Однако такие значимые музеи, как галерея Тейт, ЛосАнджелесский музей современного искусства и миннеаполисский Центр искусств Уокера не опускают ключевые моменты жизни Мюля в биографических заметках о нем.

Таков, например, очерк жизни художника, который доступен на сайте Центра Уокера. Его автор — Филипп Вернь, сочинивший этот текст для выставки Фрагменты и осколки, создающие впечатление целостности. Из коллекции Центра искусств Уокера (2005). Там упоминается судебный процесс, завершившийся 7-летним тюремным заключением, однако подробности о преступлениях, совершенных Мюлем, не сообщаются. Тейт, как и Центр Уокера и другиенимальным объемом информации. Мы обратились к галерее с просьбой, чтобы ее кураторы высказались о том, как музей должен экспонировать работы Мюля, учитывая его биографию, и получили письменный ответ от отдела по связям с общественностью: «Приговор, вынесенный Отто Мюлю, упоминался в экспликациях к его работам. Текст гласил: «В 1970-е годы он основал коммуну «Акционно-аналитическая организация», которая просуществовала до 1991 года, когда художник был заключен в тюрьму по обвинению в сексуальных преступлениях и преступлениях, связанных с оборотом наркотиков».

Произведения Мюля экспонировались в рамках ретроспективы в венском Музее Леопольда в 2010 году, а также на нескольких других крупных выставках. В их числе Уничтожение картины. Изображая пустоту в Лос-Анджелесском музее современного искусства, Крупные мазки. Живопись после перформанса в Тейт Модерн и Взрыв в стокгольмском Музее современного искусства. Ретроспектива в Музее Леопольда сопровождалась бурной дискуссией о работах, изображающих жертв Мюля, и ее результатом стали извинения со стороны художника.

Тео Альтенберг, который был членом фридрихсхофской коммуны Отто Мюля, сотрудничал с художником, а сейчас курирует галерею Krinzinger, полагает, что тот не просто воплотил в себе визионерскую шизофрению XX века, но и собственным примером показал, что объединять искусство и жизнь опасно, хотя раньше сам Альтенберг считал иначе. Куратор не сомневается в виновности Мюля, но все равно находится под сильным впечатлением от его работ и способствует их распространению при помощи галерей, музеев и международных художественных ярмарок. На выставках он предпочитает не упоминать о преступлениях. «Я считаю, что можно отделять творчество Отто Мюля от его жизни», — заявляет Альтенберг. Ганс Шредер-Роцелле, еще один бывший член коммуны, скептически относится к такой позиции. Он представляет группу Re-port, созданную специально для того, чтобы поднять вопрос о правах жертв во время ретроспектив Мюля в Музее декоративно-прикладного искусства в 2004 году и Музее Леопольда в 2010 году. Шредер-Роцелле признает, что произведения Мюля можно экспонировать, однако настаивает на том, что рядом с некоторыми работами надо дать право голоса и жертвам. Группа Re-port помогла обоим музеям идентифицировать работы, изображающие жертв насилия, и убрать их из экспозиции.

«Конечно, искусство — это важно, — говорит Шредер-Роцелле. — Но ценители искусства, коллекционеры и музеи должны с сочувствием относиться не только к художнику и его произведениям, но и к жертвам этой истории». Некоторые эксперты полагают, что случай Мюля свидетельствует о том, что галереям следует занять более четкую этическую позицию. Однако куратор Роберт Сторр вспоминает скандальную инсталляцию Майка Келли Плати за удовольствие (1998), посвященную связям между искусством и преступлением. Художник создал 43 портрета художников и писателей, которые сопровождались их высказываниями, отрицающими закон. Так, изображение Оскара Уайльда дополнялось его изречением: «То, что иной писатель — отравитель, ничего не говорит против его прозы». Сторр сходится во мнении с великим ирландцем: «Я думаю, что в сущности он прав, за исключением случаев, когда произведения непосредственно связаны с преступлениями. Я считаю, что если устраивать масштабную выставку работ художника, то надо сообщать о нем всю информацию. Но когда экспонируются отдельные работы, делать это не обязательно».

Куратор сотен выставок и 52-й Венецианской биеннале, Сторр отрицательно отвечает на вопрос, не важнее ли рассказать аудитории о преступлениях художника. Он вспоминает, что скульптор Карл Андре находился под судом за убийство жены, но затем был оправдан. «Я не думаю, что об этом надо упоминать на каждой его выставке», — говорит Сторр.

Вполне вероятно, что четко определенные воззрения Сторра соответствуют тому негласному правилу, которым руководствуются прогрессивные кураторы и музеи.

Недавно мы получили сообщение от галереи Тейт, которое дополняет сказанное ранее: «Что касается Овендена, галерея изучает дополнительную информацию, чтобы выяснить, было ли создание произведений связано с преступлениями, за которые художник был осужден».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+