Георг Базелиц, просто человек в сиреневой майке

№35, июль-август 2015
№35
Материал из газеты

Выставка знаменитого немецкого неоэкспрессиониста открывается в Русском музее

Ужин в Дрездене, 1983
Ужин в Дрездене, 1983

В центре выставки Георга Базелица из венской Альбертины — графика, созданная художником «по мотивам» своих знаменитых ранних картин. Интерес Альбертины к этому сюжету понятен: музей специализируется на графике, а Базелиц повышает статус рисования.

Художник задумал серию Ремикс в 2005 году. Отвечая скептикам, заявил: «Я хочу проверить, получится ли у меня еще раз вознестись на те же высоты, которых я уже достигал. Ведь свои тогдашние картины я до сих пор считаю весьма удачными… Важно отодвинуть то, что до этого имело значение, важно работать, — с решимостью, перекрывающей недостаток таланта и неумение рисовать. И может быть, на место таланта придет что-то другое, какое-то содержание, которое является и совершенно особой позицией».

В 1963 году Базелиц показал в Западном Берлине картины Большая ночь насмарку и Обнаженный. Изображения персонажей с гипертрофированными фаллосами сочли непристойными, картины были конфискованы судом. Позже их вернули художнику, но без каких-либо извинений. Черно-белые ремейки уточняют идею Базелица: гротескный персонаж Большой ночи насмарку становится похожим на фюрера, как и было задумано художником изначально, но не считано публикой 50 лет назад.

Большие друзья — ироничная картина, изображающая двух мощных парней с расстегнутыми ширинками, что надо понимать как беззащитность и решительность одновременно, присущие человеческой природе. В ремейках персонажи Базелица превращаются в обитателей социального дна, людей без будущего.

Новая версия картины Первый ортодоксальный салон — Эрнст Неизвестный — это уже не про отношения Хрущева и Неизвестного после скандальной манежной выставки 1962 года. Это монохромный Оберон — четверной автопортрет Базелица, изобразившего себя как короля эльфов, обитающего на границе света и тьмы.Из фирменных перевертышей Базелица надо выделить картины Голова пастуха и Кто-то пишет мой портрет — изображение художника в сиреневой майке.

Русская тема на выставке тоже будет представлена  ремейками советской классики: На старом уральском заводе (Борис Иогансон); Сбор помидоров (Зинаида Ковалевская); Опять двойка (Федор Решетников); Без названия. 3 апреля 2002 года (Ленин в Смольном в 1917 году. Исаак Бродский). И это не пародии на соцреализм, а вечный вопрос, зачем и для кого творит художник. 

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+