Малколм Бейкер расточает похвалы Рубийаку

Книга Малколма Бейкера The Marble Index: Roubiliac and Sculptural Portraiture in 18th-century Britain (Мраморный индекс: Рубийак и скульптурный портрет в Британии XVIII столетия) — богатый источник информации о портретных практиках Англии XVIII века. В ней предложен пересмотр значения и оценки скульптуры в Англии эпохи Просвещения. Название книги — цитата из Прелюдии Уильяма Ворд­сворта, в которой поэт пишет о созданной Луи-Франсуа Рубийаком в 1755 году статуе Исаака Ньютона, стоящей в часовне Тринити-Колледжа в Кембридже, как о «мраморном признаке ума».

Малколм Бейкер ставит широкий круг вопросов (и дает на них ответы) относительно менявшегося значения портретного бюста и статуи в Англии середины XVIII века. Он сравнивает живописный и скульптурный портрет, оценивая, как «фиктивная поза» двухмерного произведения отличается от трехмерной в своих отношениях со зрителем, и показывает, каким образом идеи эпохи повлияли на то, что люди того времени рассматривали портретный бюст как репрезентацию внутреннего мира модели.

Бейкер демонстрирует, как портретная скульптура помогала конструировать нарративы семейной и национальной истории и формировать образы представителей английского Просвещения. В центре внимания автора — роль Рубийака, рука которого определила устоявшиеся образы Ньютона, Георга Фридриха Генделя и Александра Поупа.

Исследователь переплетает темы «эстетизации скульптурного портрета» и «превращения образа в товар», но в сущности помещает скульптурные практики XVIII века в куда более широкий круг тем. Ему удалось показать, что в тот период «скульптурный портрет перестал быть несовременным способом репрезентации, ассоциирующимся прежде всего с аристократией, и превратился в чувствительный и яркий индикатор интересов и чувств эпохи Просвещения». Бейкер показывает, как скульптура адаптировалась и стала актуальной для современного мира. 

Malcolm Baker. The Marble Index: Roubiliac and Sculptural Portraiture in 18th-century Britain. Yale University Press in association with the Paul Mellon Centre for Studies in British Art. 418 с. £50 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+