18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонтенбло не дремлет

№35
Материал из газеты

Восстановлена монаршая спальня

Турецкий будуар дворца Фонтенбло открылся для посетителей впервые за 240 лет после завершения семилетних работ по реставрации его исторического интерьера.

Комната площадью 11 м2 с двумя примыкающими покоями была создана в 1777 году для королевы Марии-Антуанетты в модном в ту эпоху замысловатом ориенталистском стиле.

В первые десятилетия существования у нее была переменчивая судьба. Во время Великой французской революции спальню разграбили, после чего ее еще более пышно обставила супруга Наполеона Жозефина Богарне, заказавшая знаменитому парижскому мебельщику Франсуа-Оноре-Жоржу Жакоб-Демальтеру мебельный гарнитур из бронзы и красного дерева.

После падения империи комната периодически использовалась в качестве спальни для придворных и государственных служащих, но потом была заперта и заброшена на более чем 100 лет.

Задачей реставрации, начатой в 2008 году, стало восстановление интерьера 1806 года, периода Первой империи, поскольку основная часть оригинальной меблировки XVIII века либо распродана, либо утрачена во время революции.

Перед реставраторами стояло множество сложных задач: производство 26 м шитого золотом бархата для обивки, очистка и восстановление хрупких оригинальных штор и занавесок из расшитого муслина и тафты, поиск и установка оригинальных мраморных каминов, ремонт сложной системы приспособлений, контролирующих подвижные зеркала и жалюзи.

Одной из самых замечательных особенностей изысканного восточного убранства комнаты являются зеркала, которые вместе с окнами и полупрозрачными муслиновыми шторами создают удивительные световые эффекты, отсылающие к театральным постановкам того времени.

Изготовление копии оригинальной бархатной ткани для обивки было доверено Tassinari & Chatel — знаменитой шелкоткацкой фабрике, основанной в Лионе в 1680 году. Для производства материи ткач высокого класса использовал традиционный ручной ткацкий станок; на выполнение этого проекта ушло 15 месяцев. Чистка штор и занавесок — одна из наиболее сложных, трудоемких с технической точки зрения задач — велась под наблюдением Изабель Беда, главного специалиста по старинному текстилю, наиболее известной своим исследованием гобелена из Байё.

Во время работы над интерьером музей Фонтенбло опробовал оригинальный способ финансирования. Около €350 тыс. из требующихся на реставрацию €800 тыс. было собрано на выставке реплики интерьера, дополненной оригинальной мебелью Жакоба-Демальтера, в парижской Galerie Aveline в 2012 году. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+