18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мондриан в хорошей компании, или Кто показал ему путь к абстракции

Произведений Пита Мондриана в российских музеях нет. В прошлом году одна его абстракция из Тейт-Модерн приехала на юбилейную выставку Воображаемый музей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а до этого была одна ретроспектива в 1996 году — в Эрмитаже и в ГМИИ. Она включала 28 полотен и графику в основном раннего, фигуративного периода. Так что выставка в Третьяковской галерее, отражающая все периоды творчества художника, обещает стать первым настоящим знакомством с самым известным после Ван Гога голландским модернистом. К слову, изначально Третьяковская галерея и хотела заполучить именно Ван Гога. «Когда зашла речь о большой голландской выставке, то все подумали о Ван Гоге, но его музей в Амстердаме сейчас на реконструкции, а гастрольные выставки расписаны на годы вперед, тогда и возник Мондриан», — рассказывает куратор выставки Андрей Воробьев. Как и в 1996 году, все работы — из Гементемузеума в Гааге, где крупнейшая в мире коллекция Мондриана (300 работ). Из 169 картин, которые находятся в Гааге, для Москвы было отобрано 37. Может показаться, что это не так уж много, но, в отличие от той, первой выставки, они как раз показывают эволюцию художника.

Выставка в Третьяковке замечательна еще по одной причине. «Есть три великих абстракциониста: Кандинский, Малевич и Мондриан, и каждый из них развивал свою линию. Мы показываем Мондриана на Крымском Валу, где, поднявшись на этаж выше, зритель сможет увидеть негласную перекличку с Кандинским и Малевичем в нашей постоянной экспозиции. И это беспрецедентно — одновременно увидеть абстракции Мондриана, Композицию № 7 Кандинского и Черный квадрат Малевича. Ни на одной выставке этого не собрать, а у нас это возможно», — говорит Воробьев.

Экспозиция открывается ранними работами. И здесь зрителя ждут открытия. Во время учебы в Академии художеств в Амстердаме и до отъезда в 1911 году в Париж Мондриан пробовал все. «Кого он только не копировал! И Микеланджело, и Ван Гога, и своих современников», — поясняет куратор. В 1895–1907 годах Мондриан писал в основном типичные голландские пейзажи (Остзейская мельница вечером, 1907–1908), где виден интерес к голландцам XVII века, к Барбизонской школе, к импрессионизму. Не избежал он также влияния символизма (Преданность, 1908) и Ван Гога, выставку которого посетил в 1905 году в Музее Стеделейк. Но и в этих ранних вещах проступает Мондриан, которого все знают, — с четким соотношением вертикалей и горизонталей и насыщенным цветом. Ощущается в них и пока смутное желание свести увиденное к некой универсальной формуле. Следующим этапом в направлении к абстракции стал кубизм, с ним художник в 1911 году познакомился в Амстердаме на Международной выставке современных художников, где были и полотна Пикассо с Браком. Но даже работы, написанные уже после переезда Мондриана в Париж, больше уже абстрактные, чем кубистические (Композиция из деревьев I, 1912, Портрет дамы, 1912). И когда в 1914 году с началом войны он вернулся на родину, формула нового искусства, визуализирующая реальный мир в виде геометрической сетки из вертикалей и горизонталей и с использованием основных цветов спектра уже сложилась (Композиция с овальными и цветными плоскостями II, 1914). Когда в 1917 году Мондриан и Тео ван Дусбург основали движение De Stij, они лишь де-факто представили миру «неопластицизм» (так Мондриан назвал свою новую концепцию искусства). Дальше она уже не менялась, и после того как художник вернулся в Париж, и когда в 1940 году эмигрировал в США. На выставке можно будет увидеть хрестоматийные абстракции второго парижского периода 1920–30-х годов. Не будет там только позднего нью-йоркского периода, когда в статичные мондриановские структуры врываются динамика и ритмы мегаполиса. Последний шедевр художника, купленный властями Гааги в 1998 году за рекордные $40 млн, — Победа бугивуги (1942–1944) — никогда не покидает стены Гементемузеума — из-за внушительных размеров и хрупкости красочного слоя.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+