18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мондриан в хорошей компании, или Кто показал ему путь к абстракции

Произведений Пита Мондриана в российских музеях нет. В прошлом году одна его абстракция из Тейт-Модерн приехала на юбилейную выставку Воображаемый музей в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а до этого была одна ретроспектива в 1996 году — в Эрмитаже и в ГМИИ. Она включала 28 полотен и графику в основном раннего, фигуративного периода. Так что выставка в Третьяковской галерее, отражающая все периоды творчества художника, обещает стать первым настоящим знакомством с самым известным после Ван Гога голландским модернистом. К слову, изначально Третьяковская галерея и хотела заполучить именно Ван Гога. «Когда зашла речь о большой голландской выставке, то все подумали о Ван Гоге, но его музей в Амстердаме сейчас на реконструкции, а гастрольные выставки расписаны на годы вперед, тогда и возник Мондриан», — рассказывает куратор выставки Андрей Воробьев. Как и в 1996 году, все работы — из Гементемузеума в Гааге, где крупнейшая в мире коллекция Мондриана (300 работ). Из 169 картин, которые находятся в Гааге, для Москвы было отобрано 37. Может показаться, что это не так уж много, но, в отличие от той, первой выставки, они как раз показывают эволюцию художника.

Выставка в Третьяковке замечательна еще по одной причине. «Есть три великих абстракциониста: Кандинский, Малевич и Мондриан, и каждый из них развивал свою линию. Мы показываем Мондриана на Крымском Валу, где, поднявшись на этаж выше, зритель сможет увидеть негласную перекличку с Кандинским и Малевичем в нашей постоянной экспозиции. И это беспрецедентно — одновременно увидеть абстракции Мондриана, Композицию № 7 Кандинского и Черный квадрат Малевича. Ни на одной выставке этого не собрать, а у нас это возможно», — говорит Воробьев.

Экспозиция открывается ранними работами. И здесь зрителя ждут открытия. Во время учебы в Академии художеств в Амстердаме и до отъезда в 1911 году в Париж Мондриан пробовал все. «Кого он только не копировал! И Микеланджело, и Ван Гога, и своих современников», — поясняет куратор. В 1895–1907 годах Мондриан писал в основном типичные голландские пейзажи (Остзейская мельница вечером, 1907–1908), где виден интерес к голландцам XVII века, к Барбизонской школе, к импрессионизму. Не избежал он также влияния символизма (Преданность, 1908) и Ван Гога, выставку которого посетил в 1905 году в Музее Стеделейк. Но и в этих ранних вещах проступает Мондриан, которого все знают, — с четким соотношением вертикалей и горизонталей и насыщенным цветом. Ощущается в них и пока смутное желание свести увиденное к некой универсальной формуле. Следующим этапом в направлении к абстракции стал кубизм, с ним художник в 1911 году познакомился в Амстердаме на Международной выставке современных художников, где были и полотна Пикассо с Браком. Но даже работы, написанные уже после переезда Мондриана в Париж, больше уже абстрактные, чем кубистические (Композиция из деревьев I, 1912, Портрет дамы, 1912). И когда в 1914 году с началом войны он вернулся на родину, формула нового искусства, визуализирующая реальный мир в виде геометрической сетки из вертикалей и горизонталей и с использованием основных цветов спектра уже сложилась (Композиция с овальными и цветными плоскостями II, 1914). Когда в 1917 году Мондриан и Тео ван Дусбург основали движение De Stij, они лишь де-факто представили миру «неопластицизм» (так Мондриан назвал свою новую концепцию искусства). Дальше она уже не менялась, и после того как художник вернулся в Париж, и когда в 1940 году эмигрировал в США. На выставке можно будет увидеть хрестоматийные абстракции второго парижского периода 1920–30-х годов. Не будет там только позднего нью-йоркского периода, когда в статичные мондриановские структуры врываются динамика и ритмы мегаполиса. Последний шедевр художника, купленный властями Гааги в 1998 году за рекордные $40 млн, — Победа бугивуги (1942–1944) — никогда не покидает стены Гементемузеума — из-за внушительных размеров и хрупкости красочного слоя.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+