18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Дело о матрасе: изнасилованная студентка, не добившись справедливости в суде, устроила громкий перформанс

№35
Материал из газеты

Ее обидчик, в свою очередь, подал в суд на профессора, который курировал скандальный дипломный проект студентки

Иск против преподавателя искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке вызвал бурную дискуссию по поводу того, достаточно ли художники, которые учат студентов, разбираются в проблемах сексуальной дискриминации и насилия. Студент Пол Нанджессер, обвиненный в изнасиловании однокурсницы Эммы Сулкович, подал в Окружной суд США жалобу на руководство университета и его сотрудников. Он утверждает, что Джон Кесслер, под кураторством которого Сулкович создала свой скандальный дипломный проект Перформанс с матрасом (Неси это бремя) (2014–2015), должен ответить за «преподавательско-студенческое преследование и оскорбление» Нанджессера.

«Мысль о том, что можно подать в суд на куратора за то, что он помог студентке найти способ художественного самовыражения, честно говоря, ужасает, — говорит художник Шон Фейдер, преподававший в нескольких американских художественных школах и университетах. — Высокое искусство поднимает сложные вопросы и пытается достучаться до людей — это как раз про Неси это бремя». По мнению адвоката Даниэлы Нанау, если говорить о свободе самовыражения, «это случай серьезный и беспрецедентный». Важнейшая веха в истории борьбы за права женщин, закон, известный под названием Title IX, был принят при президенте Ричарде Никсоне в 1972 году. Конгресс запретил дискриминацию по половому признаку в учебных заведениях, которые получают федеральные средства. Этот закон, который с тех пор неоднократно упоминался в ряде дел, связанных с сексуальной дискриминацией, «трактуется очень широко», пишет Сьюзан Веа в книге Title IX. «Вместо того, чтобы четко указать, как должны поступать учебные заведения, он позволяет им добиваться своих целей».

Справка

Как матрас стал художественным объектом

В октябре 2013 года в Колумбийском университете дело Эммы Сулкович, заявившей, что ее изнасиловал однокурсник, закрыли за отсутствием «веских доказательств». В апреле 2014 года Сулкович и еще 22 студента университета подали жалобу против университета за несоблюдение Title IX — закона о запрете дискриминации женщин — и игнорирование заявлений жертвы сексуального насилия. Через полгода Сулкович представила свой дипломный спектакль-перформанс Неси это бремя (2014–2015). В интервью на радиопрограмме Democracy Now! девушка пообещала таскать 22-килограммовый матрас из общежития вокруг кампуса каждый день до выпускного или «пока насильник не будет исключен из университета». Перформанс получил широкое признание: критик New York Times Роберта Смит назвала его «единственным и знаковым в нашу эпоху навязываемых мнений, бесконечных дискуссий и праведного гнева». Когда номер уходил в печать, Сулкович получила диплом. Услышать комментарии ни от нее, ни от университета, ни от Джона Кесслера нам так и не удалось.

Еще…

Оборотная сторона этой открытости — то, что, как в известной пословице, закон — что дышло: куда повернул — туда и вышло. Один скромный художник, пожелавший остаться неизвестным, жалуется, что в его учебном заведении проблеме вообще не уделяют внимания. Но это скорее исключение. Техасский университет в Остине проводит для своих преподавателей целый курс по Title IX, рассказывает художник Майкл Смит, профессор отделения трансмедиа. Тренинг во многом рассчитан на женщин, которые, по статистике, чаще становятся объектами сексуального насилия, однако в последнее время все большее число адвокатских контор получают иски от мужчин, подвергшихся дискриминации и домогательствам. Многие обеспокоены резонансом дела Нанджессера в художественном мире. «Мы живем в постоянном страхе, как бы не совершить ошибку или не выйти за границы политкорректности, — сетует художник и куратор Катя Гроховски. — А как же творить великое, не боясь ограничений и запретов, изменяя жизнь и окружающий мир?» Ее коллеги еще более бесстрашны. Преподаватель Школы визуальных искусств в Нью-Йорке Мэрилин Минтер заявила, что собирается работать, как и прежде. «По мне, так иск этот — полная глупость, а Джон Кесслер — герой», — считает она.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+