18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заха Хадид радикально изменила Николаевский зал Зимнего дворца

Главный российский музей и едва ли не самую известную интернациональную звезду архитектуры связывают давние отношения. В 2004 году именно в Эрмитажном театре Заха Хадид получала Прицкеровскую премию — главную архитектурную награду мира. «Нобелевка по архитектуре», как ее окрестили журналисты, каждый раз вручается на новом, символическом месте, награждение сопровождается выставкой. Заха Хадид не только единственная женщина, заслужившая эту награду, но и единственный архитектор, чье награждение прошло в России.

В нынешней экспозиции в первую очередь привлекает внимание выставочный дизайн, какого еще не знал Эрмитаж. Одно только придуманное Хадид решение пространства само способно справиться с парадными интонациями дворцового зала и сразу дает понять, что показанное здесь решительно порывает с традицией.

Основной вход на выставку сделан из боковой галереи, а сам Николаевский зал, один из главных в Зимнем дворце, рассечен по высоте надвое, так что весь ампирный декор с люстрами становится мало заметен взгляду. Возникающее на уровне человеческого глаза новое пространство перехвачено зигзагом выставочных стендов, которые стянуты между собой балками, — по этим осям и развивается сюжет выставки. Он начинается с многоцветной архитектурной графики, эпиграфом к которой выступает эрмитажный «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Центральную диагональ образует плотная цепочка макетов в окружении фотографий построенных зданий, начинающаяся с самых ранних и заканчивающаяся макетами Скай-Сохо в Шанхае и Гэлакси-Сохо в Пекине. Исследование высотности показано целым набором башен разных форм и размеров, а процесс эволюции формы — в инсталляции под названием «Поле раковин». Предметы дизайна занимают отдельный ряд: здесь автомобили, посуда, мебель, обувь — вплоть до шахмат.

Заха Хадид, которая недавно прибыла в Петербург, не смогла присутствовать на вернисаже 26 июня, ее представлял старший партнер Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер. Впрочем, тем же вечером в музее состоялся торжественный прием, на котором архитектору был вручен бриллиантовый памятный знак Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+