18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заха Хадид радикально изменила Николаевский зал Зимнего дворца

фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Главный российский музей и едва ли не самую известную интернациональную звезду архитектуры связывают давние отношения. В 2004 году именно в Эрмитажном театре Заха Хадид получала Прицкеровскую премию — главную архитектурную награду мира. «Нобелевка по архитектуре», как ее окрестили журналисты, каждый раз вручается на новом, символическом месте, награждение сопровождается выставкой. Заха Хадид не только единственная женщина, заслужившая эту награду, но и единственный архитектор, чье награждение прошло в России.

В нынешней экспозиции в первую очередь привлекает внимание выставочный дизайн, какого еще не знал Эрмитаж. Одно только придуманное Хадид решение пространства само способно справиться с парадными интонациями дворцового зала и сразу дает понять, что показанное здесь решительно порывает с традицией.

Основной вход на выставку сделан из боковой галереи, а сам Николаевский зал, один из главных в Зимнем дворце, рассечен по высоте надвое, так что весь ампирный декор с люстрами становится мало заметен взгляду. Возникающее на уровне человеческого глаза новое пространство перехвачено зигзагом выставочных стендов, которые стянуты между собой балками, — по этим осям и развивается сюжет выставки. Он начинается с многоцветной архитектурной графики, эпиграфом к которой выступает эрмитажный «Черный квадрат» Казимира Малевича.

фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Центральную диагональ образует плотная цепочка макетов в окружении фотографий построенных зданий, начинающаяся с самых ранних и заканчивающаяся макетами Скай-Сохо в Шанхае и Гэлакси-Сохо в Пекине. Исследование высотности показано целым набором башен разных форм и размеров, а процесс эволюции формы — в инсталляции под названием «Поле раковин». Предметы дизайна занимают отдельный ряд: здесь автомобили, посуда, мебель, обувь — вплоть до шахмат.

Заха Хадид, которая недавно прибыла в Петербург, не смогла присутствовать на вернисаже 26 июня, ее представлял старший партнер Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер. Впрочем, тем же вечером в музее состоялся торжественный прием, на котором архитектору был вручен бриллиантовый памятный знак Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+