18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заха Хадид радикально изменила Николаевский зал Зимнего дворца

Главный российский музей и едва ли не самую известную интернациональную звезду архитектуры связывают давние отношения. В 2004 году именно в Эрмитажном театре Заха Хадид получала Прицкеровскую премию — главную архитектурную награду мира. «Нобелевка по архитектуре», как ее окрестили журналисты, каждый раз вручается на новом, символическом месте, награждение сопровождается выставкой. Заха Хадид не только единственная женщина, заслужившая эту награду, но и единственный архитектор, чье награждение прошло в России.

В нынешней экспозиции в первую очередь привлекает внимание выставочный дизайн, какого еще не знал Эрмитаж. Одно только придуманное Хадид решение пространства само способно справиться с парадными интонациями дворцового зала и сразу дает понять, что показанное здесь решительно порывает с традицией.

Основной вход на выставку сделан из боковой галереи, а сам Николаевский зал, один из главных в Зимнем дворце, рассечен по высоте надвое, так что весь ампирный декор с люстрами становится мало заметен взгляду. Возникающее на уровне человеческого глаза новое пространство перехвачено зигзагом выставочных стендов, которые стянуты между собой балками, — по этим осям и развивается сюжет выставки. Он начинается с многоцветной архитектурной графики, эпиграфом к которой выступает эрмитажный «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Центральную диагональ образует плотная цепочка макетов в окружении фотографий построенных зданий, начинающаяся с самых ранних и заканчивающаяся макетами Скай-Сохо в Шанхае и Гэлакси-Сохо в Пекине. Исследование высотности показано целым набором башен разных форм и размеров, а процесс эволюции формы — в инсталляции под названием «Поле раковин». Предметы дизайна занимают отдельный ряд: здесь автомобили, посуда, мебель, обувь — вплоть до шахмат.

Заха Хадид, которая недавно прибыла в Петербург, не смогла присутствовать на вернисаже 26 июня, ее представлял старший партнер Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер. Впрочем, тем же вечером в музее состоялся торжественный прием, на котором архитектору был вручен бриллиантовый памятный знак Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+