18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барт де Бар: «Все будет совсем иначе»

Куратор VI Московской биеннале современного искусства Барт де Бар рассказал нашим корреспондентам об изменениях, с которыми ему пришлось согласиться из-за смены места проведения и кураторского состава фестиваля

Как вы отреагировали на смену места проведения биеннале? Повлияло ли это на ее содержание?

Безусловно, все будет совсем иначе. Первый проект, создававшийся для Манежа, более классический, был уже полностью готов и профинансирован. Половина экспозиции должна была связывать между собой художников XX века из России и других стран без поисков различий между ними. Например, Энди Уорхола мы хотели связать с Эриком Булатовым, а Илью Кабакова — с Йозефом Бойсом. Немного грустно, что теперь она не состоится. Конечно же, нельзя просто взять и перенести выставку из одного места в другое. Тем более что работы очень дорогие, для них нужны специальные условия. К тому же, Манеж расположен в самом центре города, а ВДНХ — это такое пространство, которое в сознании людей находится за пределами центра.

На самом деле между первым проектом и нынешним был еще второй сценарий, от которого тоже пришлось отказаться, он был схож с венецианской системой. Вообще москвичам стоит побывать в Венеции и посмотреть, как самый посещаемый туристами город продает свою биеннале: не «приезжайте в Венецию и заодно посмотрите нашу биеннале», а «приезжайте на биеннале, и заодно вы увидите самый прекрасный город на Земле». Весь город ею наполнен. Это же так просто.

Мы предполагали сделать что-то наподобие Джардини (сады Венецианской биеннале, где располагаются национальные павильоны. — TANR) и пригласили невероятно профессиональных и в то же время изобретательных кураторов Дефне Айас и Николауса Шафхаузена. Оба занимают действительно важное место в Западной Европе и имеют выдающийся профессиональный опыт. Дефне, например, специализируется на перформансе, она один из кураторов биеннале Performa в Нью-Йорке. Шафхаузен же дважды курировал немецкий павильон на Венецианской биеннале. Еще мы пригласили к участию российский кураторский коллектив Unbound (Безудержные).

Но потом выяснилось, что все эти прекрасные павильоны, которые до последнего времени были испорчены дурацкими магазинчиками, находятся в процессе реставрации и являются памятниками архитектуры, что влекло за собой необходимость внутренней застройки и финансовые сложности, связанные с нашими не безграничными ресурсами. И мы задали себе вопрос: что в таких обстоятельствах стоит делать? И решили представить проект в центральном павильоне, месте символическом. Еще мы приняли решение, что в условиях финансовых ограничений будем инвестировать средства не в транспортировку и страховку произведений искусства, а в приглашение в Москву участников биеннале. Нам интересно, что получится в таких новых обстоятельствах. Ты оказываешься в условиях, заставляющих обратиться к основным вопросам. Что такое неотъемлемые способности искусства? Искусство — это эмбрион. Мы доходим до эмбриона — начала жизни. Что мы сможем сотворить из этого эмбриона? Что искусство сможет сделать?

Вы упомянули других кураторов. Вы сами выбирали их или это сделали организаторы?

Когда выяснилось, что условия проведения биеннале изменились, я был вынужден остановиться, но, осознавая важность биеннале, я не отказался ее курировать, а предложил пригласить еще кураторов. Такие вопросы, конечно же, решают организаторы. Они решили и то, что биеннале пройдет на ВДНХ.

А как распределяются роли в вашем коллективе?

Изначально мы не были коллективом, и каждый делал свой проект. Как в древнегреческом гражданском обществе — каждый старался переиграть другого ради общего блага. Но сейчас мы работаем вместе. Возможно, мы слишком знамениты, чтобы нам приходилось доказывать, чего каждый из нас стоит.

Как сильно поменялась концепция биеннале с осени и что она представляет собой сейчас?

Есть три разных сценария для трех различных пространств. Один из них связан с поиском решения проблем, с поиском пути к тому, что может не иметь особого значения, потому что это довольно авантюрная затея. У нас нет возможности ответить всем ожиданиям, нам придется делать выбор. В нынешнем сценарии за десять дней случится много всего, но главное, что это будет опыт. Это беспрецедентное предложение для большой аудитории. Будет множество работ разных художников. Мы попросили их оглянуться вокруг и отразить в искусстве то, что они увидят. Будут фотографии, отражающие взгляд художника. Будут перформансы. Мы пригласили выдающихся современных спикеров. Люди чувствуют, что нам действительно интересно то, о чем они думают. Например, у нас есть шанс задать вопросы Саскии Сассен (американский социолог и экономист, занимается исследованиями в области глобализации, миграции и урбанистики. — TANR). Ожидается также экономист Янис Варуфакис, министр финансов Греции, который был редактором в журнале WdW Review.

А по какому принципу вы выбирали художников?

Они нас заинтересовали. И мы подумали, что так или иначе эта необычная платформа может заинтересовать их.

Никто не отказался из-за политики?

Отказался Никита Кадан. Прекрасный молодой сложный художник из Киева, мне очень нравятся его работы. Он участвовал в создании украинского павильона в Венеции. Он посчитал, что в данной ситуации не сможет ответить со всей комплексностью, которая и является нашей задачей. Я понимаю и уважаю его отказ. У каждого свой путь.


Подробнее о VI Московской биеннале современного искусства читайте в новом номере газеты.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+