18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Танцы светлячков и времени

Создающая эффект погружения инсталляция Роберта Майера — первый заказ швейцарского производителя часов Audemars Piguet.

В этом году Робин Майер привез на Art Basel светлячков, светодиодные лампочки и сверчков. Живущий в Париже художник и композитор швейцарского происхождения соединил эти элементы в новую масштабную, создающую эффект погружения инсталляцию в Фолькхаусе в центре Базеля. Произведение, носящее название «Синхронность», стало первым художественным заказом швейцарского производителя элитных часов Audemars Piguet. Работе Майера и ее концепции была посвящена дискуссия Синхронность не совпадение: диалог искусства и науки, которая прошла сегодня в рамках ярмарки Art Basel. Ее модератором стала генеральный директор The Art Newspaper Анна Сомерс Кокс, участниками Робин Майер, Майкл Гринфилд из Исследовательского института биологии насекомых в Университете Тура и Майкл Фридман, историк Audemars Piguet.

В основе инсталляции лежит интерес Майера к ритмическим структурам в природе и к возникновению коллективного интеллекта. Внутри большого неосвещенного шатра посетители видят мерцающих светлячков, вспыхивающих вместе с ритмично загорающимися светодиодами. «Искусственный интеллект (то есть лампочки. — TANR) будет взаимодействовать с коллективным интеллектом насекомых», — говорит Майер, который занимался анализом алгоритмов, связанных с естественным поведением светлячков.

Играет музыка, и все, включая сверчков, движется в общем ритме. «Я понял, что природные явления можно симулировать на компьютере. Наблюдать за тем, как живые организмы устанавливают связь с машинами, — это захватывающее зрелище», — добавляет он.

Ведутся переговоры о том, чтобы показать эту инсталляцию в этом году в парижском Fondation d’Entreprise Ricard.

Способы смотреть

Независимый куратор и бывший директор Пале-де-Токио в Париже Марк-Оливье Валер, организовавший базельский заказ, говорит, что получить его Майеру помогла идея исследовать синхронность и «попытаться до некоторой степени показать существующий вне художественного мира определенный способ делать и смотреть на вещи».

Майер, который также занимается звуковым дизайном для Ircam/Центра Помпиду в Париже, является активным сторонником соединения искусства и науки. «Искусство — это способ говорить о науке более субъективно, — объясняет он. — Наука может быть способна, например, выявить, как возникают общества, но искусство — это способ выразить и понять полученный опыт».

Для создания инсталляции он привлек самый широкий круг источников и институций. В начале работы над заказом Майер посетил штаб-квартиру Audemars Piguet в Ле-Брассю в Швейцарии и познакомился со 140-летней традицией мастерства часовой фирмы. «Я ожидал увидеть сложное специальное оборудование, и меня поразило то, что все, оказывается, делается вручную», — говорит он. Процесс изготовления часов отлично вписался в концепцию синхронизации, которую разрабатывал художник.

Audemars Piguet помогли Майеру развить его проект, установив связь с учеными, специалистами в области генной инженерии, и такими организациями, как фонд Papiliorama в швейцарском Керцерсе, который занимается распространением информации о местной и тропической флоре и фауне. «Все светлячки потом вернуться в фонд», — заверил художник.

Тем временем Audemars Piguet расширяет свою художественную империю. В 2013 году компания стала «мировым ассоциированным партнером» Art Basel. В 2014-м представила новый стенд в Холле коллекционеров на швейцарской ярмарке. Его дизайн разработал Матье Леаннер из Франции. «В этом году на Art Basel будет представлена концепция холла авторства Леаннера», — объявила представитель компании.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+