18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Орлеанское диво: что не сплавили на войну

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

Младший брат Людовика XIV и его коллекция декоративно-прикладного искусства были созданы друг для друга: монархом можешь ты не быть, но собирателем — обязан

В сознании англосаксов Месье, младший брат Людовика XIV, ассоциируется с толпами его миньонов, расточительными увеселениями в Сен-Клу и двумя браками: с принцессой из династии Стюартов Генриеттой-Анной (1644–1670), дочерью Карла I, и с принцессой Палатинской Елизаветой-Шарлоттой фон Пфальц (1652–1722), более известной как Лизелотта. Начиная с XVIII века ее письмами зачитываются поколения читателей, обнаруживающих в них, насколько дурно Филипп I, герцог Орлеанский, обходился с женами.Тем не менее, как показывает в своей книге Поль Мисио, для историков французского меценатства королевский брат является прежде всего тонко разбирающимся любителем искусства. Его коллекции, сложившиеся из унаследованного, приобретенного в браках и полученного от щедрости старшего брата-короля, практически не изучены. В книге Les Collections de Monsieur, Frère de Louis XIV: Orfèvrerie et Objets d’Art des Orléans sous l’Ancien Régime (Коллекции Месье, брата Людовика XIV: ювелирные изделия и произведения искусства герцогов Орлеанских при «старом порядке»), снабженной впервые публикуемыми описями, задокументированы семейные сокровища герцогов Орлеанских, от описанного в 1635 году имущества тетки Филиппа и жены Карла I Генриетты-Марии и до принадлежавшего его наследнику Филиппу II на момент смерти в 1723 году. Книга богато снабжена иллюстрациями интерьеров, эскизами декораций и портретами. Автор составил обзор патронажной деятельности герцогов Орлеанских с начала XVII века до постепенного рассеивания коллекций. Финальная нота — фотография 1871 года, на которой изображен главный дворец герцогов Орлеанских в Сен-Клу, обращенный в руины во время франко-прусской войны.

Когда в 1671 году, после смерти Генриетты-Анны, произвели инвентаризацию ее имущества, опись и оценка одних только драгоценностей заняла два дня. Ей принадлежало более 200 изделий из фаянса, выставленных на каминных полках, комодах и кабинетах в Сен-Клу — во дворце, который в 1658 году Людовик XIV купил для своего 18-летнего брата. На одном веере, который ныне хранится в частной коллекции, Генриетта-Анна изображена сидящей за туалетом в компании спаниеля на подушке в роскошной спальне, богато обставленной серебряными торшерами и гарнитуром из стульев и кровати с красной обивкой. На другом веере, сегодня находящемся в Берлине, изображена лотерея в Большом салоне в Марли, о которой говорили как об одном из самых ярких образов эпохи Месье.

Такие ценные сообщения из первых рук об особенностях придворной жизни углубляют наше понимание этого закрытого мира.Роскошные интерьеры Сен-Клу служили декорациями как для «обедов, ужинов, легких трапез и medianoches [полуночных торжеств]» в стиле Тысячи и одной ночи, так и для грандиозных празднеств, длившихся по нескольку дней.

Лизелотта добавила в орлеанские коллекции великолепное серебро, однако большая его часть пропала. «Месье велел расплавить и распродать все серебро, доставленное из курфюрства Пфальц, и распределил вырученные средства между своими миньонами», хотя еще больше было пожертвовано в плавильный котел двух военных кампаний Людовика XIV — 1689 и 1700 годов. Следующая партия драгоценных гобеленов, золота и мебели прибыла в 1686 году из имущества ее матери-курфюрстины; они послужили для украшения галерей Сен-Клу. Знамениты пфальцские геммы — коллекция, насчитывавшая несколько сотен предметов, собиралась с середины XVI века. Лизелотта очень ценила их и даже занималась изучением. Для нее это было неким виртуальным путешествием в Древний мир. Ныне хранящиеся в Санкт-Петербурге, они показывают еще одну грань художественного меценатства герцогов Орлеанских.

Книга эта представляет собой нечто большее, чем простое исследование ювелирного дела. Текст обогащен мемуарами, дневниками, письмами, выдержками из Mercure de France и даже поэмой в честь открытия Сен-Клу, состоявшегося в октябре 1678 года.

Paul Micio. Les Collections de Monsieur, Frère de Louis XIV: Orfèvrerie et Objets d’Art des Orléans sous l’Ancien Régime. Somogy Editions d’Art. 366 с. и CD. €59 (твердая обложка). На французском языке

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+