18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Исследователи расположили ведьм Гойи в нужном порядке

№34
Материал из газеты

Английские ученые разобрались с 22 старухами

Сегодня рисунки из альбома Франсиско Гойи Ведьмы и старухи экспонируются в своей изначальной последовательности. Это стало возможным благодаря техническому исследованию, проведенному реставраторами, кураторами и историками искусства. Выставка в Галерее Курто в Лондоне, на которой все 22 чернильных рисунка, в число которых входят изображения дерущихся пожилых женщин, ведьм, несущих детей на спине, и танцующих старух, показывают вместе, стала первой экспозицией с того момента, как они были распроданы разным покупателям в Париже в 1877 году.

Реставраторы и кураторы посвятили месяцы делу, которое специалист по Гойе Жюльет Вильсон-Баро назвала «виртуозной криминалистической работой», — изучению разрозненных листов с целью установить их правильную последовательность. Несмотря на то что Гойя педантично нумеровал все рисунки, восемь из них с течением времени утратили маркировку. Проанализировав коричневые и серые пятна на обороте рисунков, специалисты «пришли к выводу, что все эти пятна — не просто случайные кляксы, попавшие на листы в мастерской», рассказывает куратор отдела графики Института Курто Стефани Бак. На самом деле это отпечатки, они соответствуют рисункам на лицевой стороне. Это говорит о том, что Гойя рисовал их в скрепленном альбоме, а не на отдельных листах бумаги, соединенных позже. Именно обнаружение отпечатавшихся отметин дало возможность определить верную последовательность.

Этот альбом входит в число восьми театрадей, созданных Гойей в последние 35 лет жизни. Ученые датируют его приблизительно 1819 годом — за пять лет до того, как художник уехал из Испании во Францию, где и умер. Он начал создавать не предназначавшиеся для посторонних глаз наброски в альбомах в период выздоровления от болезни, сделавшей его глухим. Вильсон-Баро полагает, что Гойя рассматривал эти произведения как самое ценное свое имущество, вероятно, поэтому он и взял их с собой во Францию. После смерти художника альбомы перешли в собственность его сына Хавьера, который собрал их в три большие книги. Когда он умер, внук Гойи распродал эти альбомы. В итоге Ведьмы и старухи и другие были разобраны, и рисунки из них вошли в albums factices, «развлекательные альбомы» гравюр и рисунков, пользовавшиеся популярностью у коллекционеров XIX века. Ведьмы и старухи, один из наименее изученных альбомов Гойи, демонстрирует огромное мастерство художника как наблюдателя за людьми. «Главное в его творчестве — уловить искру человеческого. С юных лет Гойя внимательно наблюдал за всем, что предлагала жизнь. С самого начала он был зачарован этим удивительным видом животного — человеком», — говорит Вильсон-Баро, добавляя, что предмет изображения на этих рисунках вовсе не отвратителен, как может показаться сначала.

Кейт Эдмондсон, реставратор произведений на бумаге из Института Курто, признается, что была «поражена» эмоциями, которые Гойе удалось выразить, используя простые мазки кистью. «Изначально я рассматривала эти рисунки исключительно с точки зрения материалов и состояния, но меня все больше и больше завораживали изображенные на них фигуры», — говорит она. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+