18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Исследователи расположили ведьм Гойи в нужном порядке

№34
Материал из газеты

Английские ученые разобрались с 22 старухами

Сегодня рисунки из альбома Франсиско Гойи Ведьмы и старухи экспонируются в своей изначальной последовательности. Это стало возможным благодаря техническому исследованию, проведенному реставраторами, кураторами и историками искусства. Выставка в Галерее Курто в Лондоне, на которой все 22 чернильных рисунка, в число которых входят изображения дерущихся пожилых женщин, ведьм, несущих детей на спине, и танцующих старух, показывают вместе, стала первой экспозицией с того момента, как они были распроданы разным покупателям в Париже в 1877 году.

Реставраторы и кураторы посвятили месяцы делу, которое специалист по Гойе Жюльет Вильсон-Баро назвала «виртуозной криминалистической работой», — изучению разрозненных листов с целью установить их правильную последовательность. Несмотря на то что Гойя педантично нумеровал все рисунки, восемь из них с течением времени утратили маркировку. Проанализировав коричневые и серые пятна на обороте рисунков, специалисты «пришли к выводу, что все эти пятна — не просто случайные кляксы, попавшие на листы в мастерской», рассказывает куратор отдела графики Института Курто Стефани Бак. На самом деле это отпечатки, они соответствуют рисункам на лицевой стороне. Это говорит о том, что Гойя рисовал их в скрепленном альбоме, а не на отдельных листах бумаги, соединенных позже. Именно обнаружение отпечатавшихся отметин дало возможность определить верную последовательность.

Этот альбом входит в число восьми театрадей, созданных Гойей в последние 35 лет жизни. Ученые датируют его приблизительно 1819 годом — за пять лет до того, как художник уехал из Испании во Францию, где и умер. Он начал создавать не предназначавшиеся для посторонних глаз наброски в альбомах в период выздоровления от болезни, сделавшей его глухим. Вильсон-Баро полагает, что Гойя рассматривал эти произведения как самое ценное свое имущество, вероятно, поэтому он и взял их с собой во Францию. После смерти художника альбомы перешли в собственность его сына Хавьера, который собрал их в три большие книги. Когда он умер, внук Гойи распродал эти альбомы. В итоге Ведьмы и старухи и другие были разобраны, и рисунки из них вошли в albums factices, «развлекательные альбомы» гравюр и рисунков, пользовавшиеся популярностью у коллекционеров XIX века. Ведьмы и старухи, один из наименее изученных альбомов Гойи, демонстрирует огромное мастерство художника как наблюдателя за людьми. «Главное в его творчестве — уловить искру человеческого. С юных лет Гойя внимательно наблюдал за всем, что предлагала жизнь. С самого начала он был зачарован этим удивительным видом животного — человеком», — говорит Вильсон-Баро, добавляя, что предмет изображения на этих рисунках вовсе не отвратителен, как может показаться сначала.

Кейт Эдмондсон, реставратор произведений на бумаге из Института Курто, признается, что была «поражена» эмоциями, которые Гойе удалось выразить, используя простые мазки кистью. «Изначально я рассматривала эти рисунки исключительно с точки зрения материалов и состояния, но меня все больше и больше завораживали изображенные на них фигуры», — говорит она. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+