Букет старых мастеров в интерьере

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

В средневековой ратуше Таллина открывается выставка под названием Art Rules. Экспозиция включает около сотни работ мастеров XV–XVIII веков, в том числе Питера Брейгеля, Франса Снейдерса, Альбрехта Дюрера, Питера Пауля Рубенса, Лукаса Кранаха

Ян Брейгель Старший. Натюрморт с тюльпанами, розами и ирисами в глиняной вазе. Иллюстрация предоставлена Artlife OÜ
Ян Брейгель Старший. Натюрморт с тюльпанами, розами и ирисами в глиняной вазе. Иллюстрация предоставлена Artlife OÜ

Картины для проекта привезли из частных западных собраний. Организатором мероприятия, поддержанного таллинским муниципалитетом, выступает Artlife OÜ, дочерняя фирма швейцарской компании Kunstberatung Zürich AG, известной и в Москве по участию в арт-ярмарках и антикварных салонах. Однако музейное сообщество Эстонии неоднозначно оценивает предстоящее событие, предпочитая восторгам здоровый скепсис.

Идея выставки старых мастеров в таллинской ратуше, по словам куратора проекта, члена правления Artlife OÜ Пийи Аусманн, возникла еще в декабре. У швейцарской компании, несколько последних лет через свою дочернюю фирму готовящейся к открытию частного музея старого искусства в Эстонии, имеется доступ примерно к 4 тыс. работ из частных собраний Европы. Около сотни из этих картин с 5 июня по 5 октября впервые показываются вместе, составив выставку Art Rules, которую позднее планируют отвезти во Флоренцию. В подготовке проекта, отражающего взаимовлияние искусства и политики, задействованы Фред Мейер из Института художественной истории (Голландия) и Клаус Эртз (Швейцария), специализирующийся на Брейгеле. С эстонской стороны привлечены реставратор Пийа Эхасалу и искусствовед-популяризатор Юри Куускемаа.

Пийа Аусманн расценивает как несомненную удачу участие таллинской ратуши, безвозмездно предоставившей свои залы, возраст которых даже чуть почтеннее самых ранних картин на выставке. Дизайн Art Rules решен французом Жульеном Боаретто (внуком Сальвадора Дали), но непосредственно оформлением залов занимается лицензированное эстонское предприятие Restor. Вопросы транспортировки картин также решаются местными силами. Страховые услуги предоставлены фирмой из Лихтенштейна. На сегодня общие затраты устроителей превысили несколько сотен тысяч евро, что может расцениваться как региональный рекорд. Источником дохода первой выставки еще не построенного музея будут продажи каталогов ручной работы (1 тыс. экз. на эстонском языке, 1,5 тыс. — на английском), сувенирной продукции и входных билетов. Цена полного билета составит €14, из которых €5 пойдет музею таллинской ратуши, а €9 — фирме Artlife OÜ.

Однако некоторые представители местного музейного сообщества оценивают выставку Art Rules как шоу для туристов, выражая сомнения в том, что на ней будут представлены исключительно подлинники. «Скорее всего, в большинстве будут показаны более поздние реплики или копии XIX столетия, — было сказано на условиях анонимности, — ведь пока не прозвучало ни одного имени из известных нам специалистов по европейскому искусству. Коллеги из Эстонии, чьи имена названы, не являются экспертами в европейском искусстве». По мнению скептиков, эта выставка больше всего похожа на предпродажный показ с целью повышения значимости картин.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
3
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
4
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
5
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
6
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+