Цель – выставки, оправдывающие средства

Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов
Стратегическое планирование в условиях кризиса должно учитывать массу дополнительных факторов

Напряженная политическая ситуация последнего года, помноженная на только еще начинающийся экономический кризис, ударила и по российским музеям. Некоторым из них пришлось спешно переверстывать бюджет, кому-то — пересматривать выставочный план на год, вычеркивая из него сорвавшиеся зарубежные проекты, и практически всем — искать финансовой помощи спонсоров (напомним, что в начале года бюджет Министерства культуры РФ сократили на 10%).

«На нас сильнее влияет экономический кризис, чем политические неурядицы, — сообщил TANR генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин. — Наши финансовые доноры сегодня не готовы оказывать такую же поддержку, как раньше, поэтому приходится включать режим жесткой экономии, в том числе сокращать сотрудников, что самое неприятное. Бюджет ГЦСИ на 2015 год — 203 млн руб., плюс правительство должно выделить дополнительные средства на проведение симпозиума „Аланика“ и Уральской биеннале современного искусства. На работу в регионах, где у нас семь филиалов, денег почти нет, выделенных 1,9 млн руб. не хватает даже на обязательные платежи по содержанию музейных помещений. Очевидно, придется отказываться от ряда проектов».

В Московском музее современного искусства (ММОМА) ситуация лучше: массовых сокращений пока не предвидится, выставочный план остается без изменений. В рамках оптимизации расходов здесь убрали единый билет, действовавший во всех московских филиалах музея, заменив единоразовым, и одновременно подняли цены.

«Партнеры, которые всегда нас поддерживали, например компания „Новатэк“, продолжают помогать, — говорит исполнительный директор ММОМА Василий Церетели, — но приходится прикладывать все больше усилий, чтобы не отменить ни один из запланированных проектов, а значит, привлекать дополнительные внебюджетные средства».

Положительный результат сегодняшнего кризиса для институций, связанных с современным искусством, — солидарность, которой прежде не было, считает куратор, главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано. «В условиях напряженной общественно-политической ситуации ежедневная работа музеев становится все более нервозной и менее вдохновенной, из-за этого многие деятели культуры начинают искать работу за границей, другие площадки для своих проектов, — говорит Мизиано. — С проблемой недофинансирования музеев, сокращением сотрудников я столкнулся, готовя несколько проектов для ГЦСИ и ММОМА. Но ведь и частные спонсоры умеряют свои щедроты. Многие предприниматели переносят производства на европейские рынки и скорее заинтересованы в спонсировании тамошних культурных институций, поскольку это создает важный для западного бизнеса символический капитал».

Крупные федеральные музеи пока чувствуют себя лучше других. Так, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина TANR рассказали, что ни кризис, ни политическая обстановка на его планы не повлияли, с зарубежными партнерами связи не только не ослабли, но «активизируются». Все запланированные выставки состоятся, музей уже намечает проекты на 2016 и 2017 годы. В Государственном Эрмитаже также подтвердили, что «выставочный план на текущий год остается в силе».

Бывшая глава Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», а ныне директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова уверена: самый сильный удар придется по региональным площадкам, большие столичные музеи сумеют перераспределить силы. «В РОСИЗО ни один проект за прошедший год не был отменен, — объясняет она. — Все договоренности о привозе произведений искусства в Москву были выполнены, несмотря на то что они подписывались в очень сложные политические моменты: один, с Имперским военным музеем в Лондоне, сразу после присоединения Крыма, а другой, с амстердамским Стеделейк-музеем, — после падения малазийского „Боинга“».

Третьяковская галерея, которую Зельфира Трегулова возглавила в феврале, оказалась в более тяжелом положении. Летом польское правительство отказалось от планов перекрестного Года культуры России — Польши, соответственно, отменились все связанные с ним проекты, в том числе большая ретроспектива Генриха Семирадского в Третьяковке. Все остальные международные проекты музея остаются в силе. Так, на следующий год запланирована большая выставка совместно с лондонской Национальной портретной галереей.

Куда сложнее ситуация на местах. «В этом году у нас было запланировано четыре больших проекта в регионах, в частности открытие филиала Третьяковской галереи в Новосибирске, куда во время вой­ны эвакуировали коллекцию галереи, — говорит директор ГТГ, — но выставка отменилась из-за нехватки средств. То же самое произошло с тремя другими проектами. Музеи сегодня все больше рассчитывают на спонсорскую помощь, и, для того чтобы ее не лишиться, им потребуются серьезные усилия по созданию высококлассных выставок, от поддержки которых бизнесу будет трудно отказаться».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+