18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Cuba не Libre. Художники Острова свободы бунту предпочитают конформизм

№34
Материал из газеты

За арестованную Таню Бругеру вступились лишь ее иностранные коллеги, а соотечественники испугались

Ведущие художники, критики и кураторы в Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Далласе и Роттердаме выступили против ареста кубинской художницы Тани Бругеры и изъятия у нее паспорта. Участники пикета, среди которых были британцы Джереми Деллер, Марк Уоллингер, Боб и Роберта Смит, 18 апреля выступили в Тейт Модерн в Лондоне. Каждый из них за отведенную минуту у микрофона говорил о том, о чем хотел сказать, — именно так на площади Революции в Гаване Таня Бругера в декабре собиралась провести свой перформанс Шепот Татлина № 6, за подготовку к которому ее и арестовали. Художнице были предъявлены обвинения в нарушении общественного порядка, сопротивлении при аресте и преступных намерениях.

«Биеннале — бойкот!»

Раздаются призывы бойкотировать финансируемую государством Гаванскую биеннале (до 22 июня). Как ни странно, объявленный вне закона Шепот Татлина впервые был поставлен именно на этой биеннале в 2009 году. Однако Бругера, задержанная на Кубе, утверждает, что в 2015 году вычеркнута из списка участников. По ее словам, организаторы готовы включить ее работу в программу только в том случае, если действие будет разыгрываться в стенах музея или другой художественной институции, но ни в коем случае не на улице. Но, говорит она, «никто не догадывается... что после того, как мы впервые показали Шепот Татлина, двери во все арт-учреждения передо мной закрылись». «Я даже пыталась протащить проект обходным путем — через Фонд Людвига в Ахене их партнерам [на Кубе]. Кубинский режиссер сказал, что идея блестящая, но представлять ее лучше другому художнику. Слава богу, в фонде ответили: „Нет, это работа Тани; никто другой это делать не будет“», — рассказывает художница.

Перформансы Гватемалы

Регина Хосе Галиндо, искусствовед Густаво Бунтинкс и доминиканский художник Дэвид Перес Кармадавис отказались от участия в биеннале в поддержку Бругеры и работающего в жанре граффити Эль Сексто, который находится под арестом за подготовку произведения, критикующего деятельность Рауля Кастро.

Галиндо в открытом письме выступила против того, чтобы «пользоваться привилегиями, в то время как другие подвергаются гонениям и репрессиям». Она хотела поставить свой перформанс под названием Канья независимо от биеннале в кубинском городе Кивикан. Однако, после того как ее послание было опубликовано, художница узнала, что ей все же придется обращаться к организаторам, чтобы получить пропуск на плантации сахарного тростника, которые нужны для работы. Независимый куратор, сотрудничающий с Галиндо, намекал, что в таком случае «лучше» было бы вообще отказаться от этой идеи.

Репрессивный режим

Кубинское арт-сообщество раскололось надвое. К примеру, Ласаро Сааведра, лауреат Национальной премии в области изящных искусств 2014 года, задается вопросом, могло ли вообще что-то изменить участие Бругеры. По его мнению, «Таня прекрасно знала, что они не позволят ей это сделать». Недавний выпускник Высшего художественного института в Гаване, участвовавший в подготовке и репетициях перформанса Бругеры, признался, что работа весьма «спорная».
Кубинский куратор и критик Херардо Москера, организатор биеннале в 1980-х, откровенно рассказал о преследовании художников на Кубе. По его мнению, наивно думать, что оттепель в дипломатических отношениях между Кубой и США означает, что кубинские власти становятся более либеральными и терпимыми. «Пока политики ищут пути выстраивания диалога, власти будут усиливать контроль над населением и подавлять оппозицию. Реакция на перформанс [Бругеры] — лишнее тому подтверждение», — говорит он. Москера отмечает, что биеннале для кубинских художников — одна из немногих возможностей привлечь к себе внимание мирового арт-сообщества. «Кубинские художники не выступили в защиту Тани, потому что боятся испортить отношения с кураторами и коллекционерами, приезжающими раз в два года, — как же, а вдруг тогда не купят их работы?» — объясняет он.

Бругера тоже винит в сложившейся ситуации страх и самоцензуру. «Когда нужно приручить дикую лошадь, требуется грубая сила. Но когда животное уже выдрессировали, нужно только уметь им управлять. На Кубе художников достаточно лишь слегка пришпорить», — ехидно замечает она. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+