18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастер гротеска и художник-«репортер» Жак Калло в компании с Гофманом

№34, июнь 2015
№34
Материал из газеты

70 работ блестящего гравера XVII века на выставке в фонде IN ARTIBUS

Офорт из серии «Танцы Сфессании»
Офорт из серии «Танцы Сфессании»

Выставка французского рисунка из венской Альбертины недавно прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина, теперь фонд IN ARTIBUS показывает французскую гравюру, достойную музея, — 70 листов Жака Калло (1592/93–1635), одного из лучших графиков всех времен и народов, ранее принадлежавших той же Альбертине (еще один рисунок предоставили московские коллекционеры). Калло был очень популярен еще при жизни, им восхищались короли: он долгие годы служил при дворе Козимо II Медичи, его заказчиками были Людовик XIII и герцог Лотарингский Генрих II. Калло оставил острые зарисовки человеческих типов, пейзажи и бытовые сцены, офорт он сделал жанром не менее увлекательным, чем живопись. В некотором смысле гравюра выполняла тогда роль фотографии. Калло много путешествовал, что позволяло ему быть и художником«репортером»: он находил натуру в разных городах и странах и был свидетелем исторических событий. Тяготел он к гротеску: его типажи причудливы, как и сам XVII век, век позднего маньеризма и барокко. Стрелы сатиры Калло не щадили ни вельмож, ни простолюдинов, хотя его симпатии явно были на стороне последних.

Нынешняя выставка Калло, под кураторством Елены Руденко, — ретроспектива работ из ряда серий. В «Танцах Сфессании» (1621) кривляются итальянские комедианты. В «Больших бедствиях войны» (1632–1633) Калло создал характерные сцены из солдатской жизни времен Тридцатилетней войны. В «Больших страстях» (1623) и «Малых страстях» (1624) — религиозные сюжеты. У этой выставки есть и приставка «каприччио». Подразумевается, что работы собранные на ней, объединены в свободной форме. Помимо произведений Калло, тут выставлены гравюры Йооса де Момпера, Рембрандта, Джованни Батиста Пиранези, Жака Луи Давида, Теодора Жерико, Оноре Домье. Многие художники если не напрямую вдохновлялись Калло, то пользовались его техникой. Он изобрел технику повторного травления в офорте, использовал твердый «флорентийский лак» и особую иглу-резец, благодаря чему его гравюры отличались особой четкостью линий и мягкостью тональных переходов. Еще один экспонент выставки — писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман, посвятивший Калло эссе. Его музыка и тексты, причудливые, как графика Калло, тоже будут на выставке. Писатели-романтики, к которым принадлежит и Гофман, особенно ценили его фантазийные сюжеты. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+