18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мастер гротеска и художник-«репортер» Жак Калло в компании с Гофманом

№34
Материал из газеты

70 работ блестящего гравера XVII века на выставке в фонде IN ARTIBUS

Выставка французского рисунка из венской Альбертины недавно прошла в ГМИИ им. А.С.Пушкина, теперь фонд IN ARTIBUS показывает французскую гравюру, достойную музея, — 70 листов Жака Калло (1592/93–1635), одного из лучших графиков всех времен и народов, ранее принадлежавших той же Альбертине (еще один рисунок предоставили московские коллекционеры). Калло был очень популярен еще при жизни, им восхищались короли: он долгие годы служил при дворе Козимо II Медичи, его заказчиками были Людовик XIII и герцог Лотарингский Генрих II. Калло оставил острые зарисовки человеческих типов, пейзажи и бытовые сцены, офорт он сделал жанром не менее увлекательным, чем живопись. В некотором смысле гравюра выполняла тогда роль фотографии. Калло много путешествовал, что позволяло ему быть и художником«репортером»: он находил натуру в разных городах и странах и был свидетелем исторических событий. Тяготел он к гротеску: его типажи причудливы, как и сам XVII век, век позднего маньеризма и барокко. Стрелы сатиры Калло не щадили ни вельмож, ни простолюдинов, хотя его симпатии явно были на стороне последних.

Нынешняя выставка Калло, под кураторством Елены Руденко, — ретроспектива работ из ряда серий. В «Танцах Сфессании» (1621) кривляются итальянские комедианты. В «Больших бедствиях войны» (1632–1633) Калло создал характерные сцены из солдатской жизни времен Тридцатилетней войны. В «Больших страстях» (1623) и «Малых страстях» (1624) — религиозные сюжеты. У этой выставки есть и приставка «каприччио». Подразумевается, что работы собранные на ней, объединены в свободной форме. Помимо произведений Калло, тут выставлены гравюры Йооса де Момпера, Рембрандта, Джованни Батиста Пиранези, Жака Луи Давида, Теодора Жерико, Оноре Домье. Многие художники если не напрямую вдохновлялись Калло, то пользовались его техникой. Он изобрел технику повторного травления в офорте, использовал твердый «флорентийский лак» и особую иглу-резец, благодаря чему его гравюры отличались особой четкостью линий и мягкостью тональных переходов. Еще один экспонент выставки — писатель и композитор Эрнст Теодор Амадей Гофман, посвятивший Калло эссе. Его музыка и тексты, причудливые, как графика Калло, тоже будут на выставке. Писатели-романтики, к которым принадлежит и Гофман, особенно ценили его фантазийные сюжеты. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+