Им место на улицах и площадях. Но пока их показывают в стенах музея

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

В Русском музее откроется выставка, посвященная скульптуре в камне

Леонид Эйдлин. Реквием. 1993.
Леонид Эйдлин. Реквием. 1993.

Причин показать самую современную отечественную скульптуру и работы недавнего прошлого в стенах музея было несколько. Две из которых очевидны. В фондах музея накопилось много хороших работ, которые показывают публике только на персональных выставках скульпторов, что случается редко.

Другая причина связана с контекстом. Скульптура в камне, вне зависимости от размера и намерений автора, является, как правило, произведением монументального искусства и в конечном счете предназначена для публичного пространства. Так что выставляя ее, Русский музей тем самым вступает в неутихающую дискуссию на тему, какие произведения достойны улиц и площадей: тиражируемые в бронзе «оловянные солдатики» или же те, которые, если пользоваться высказыванием Владимира Фаворского о роли скульптуры, преобразуют пространства, делая их лучше.

Это тем более важно для Санкт-Петербурга, города классицистического, где влияние белокаменной культуры греков и римлян очевидно. Но множатся в нем именно «оловянные солдатики», а Каменный гребец Дмитрия Каминкера — на сегодня, несомненно, лучшее произведение из камня, созданное в Петербурге в XXI веке, — упрятано на берегу озера в спальном районе, где ублажает взор местных любителей ман­га­лов-шашлыков.

Именно поэтому выставка около 100 каменных скульптур в Русском музее, где центральное место (здесь дело не в количестве) занимают произведения, созданные в последние 40 лет, актуальна. В камне работали практически все отечественные мастера скульптуры: Сергей Конёнков, Владимир Домогацкий, Степан Эрзя, Олег Комов. Неожиданным оказался здесь живописец и график Илларион Голицын с Похищением Европы из белого и светло-коричневого известняка. Полированная «голова» покоится на необработанном блоке. Встреча известного московского скульптора Елены Мунц создана из двух бордюрных блоков. Это образы душ, которые стремятся друг к другу. Но главный герой произведения — все же пространство, разделяющее души. Это еще один аргумент в разговоре о публичности каменной скульптуры.

Патриарх отечественной скульптуры Лев Сморгон сконструировал своего скейтбордиста (Скейтборд, 1991) из пяти кусков гранита, монументальность персонажа вступает в спор с малозначительностью его занятия. Еще ироничнее Геракл петербургского скульптора Роберта Лотоша, согнувшийся под тяжестью собственных подвигов. Большая версия скульптуры установлена в Малоохтинском парке. 

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+