18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Им место на улицах и площадях. Но пока их показывают в стенах музея

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

В Русском музее откроется выставка, посвященная скульптуре в камне

Леонид Эйдлин. Реквием. 1993.
Леонид Эйдлин. Реквием. 1993.

Причин показать самую современную отечественную скульптуру и работы недавнего прошлого в стенах музея было несколько. Две из которых очевидны. В фондах музея накопилось много хороших работ, которые показывают публике только на персональных выставках скульпторов, что случается редко.

Другая причина связана с контекстом. Скульптура в камне, вне зависимости от размера и намерений автора, является, как правило, произведением монументального искусства и в конечном счете предназначена для публичного пространства. Так что выставляя ее, Русский музей тем самым вступает в неутихающую дискуссию на тему, какие произведения достойны улиц и площадей: тиражируемые в бронзе «оловянные солдатики» или же те, которые, если пользоваться высказыванием Владимира Фаворского о роли скульптуры, преобразуют пространства, делая их лучше.

Это тем более важно для Санкт-Петербурга, города классицистического, где влияние белокаменной культуры греков и римлян очевидно. Но множатся в нем именно «оловянные солдатики», а Каменный гребец Дмитрия Каминкера — на сегодня, несомненно, лучшее произведение из камня, созданное в Петербурге в XXI веке, — упрятано на берегу озера в спальном районе, где ублажает взор местных любителей ман­га­лов-шашлыков.

Именно поэтому выставка около 100 каменных скульптур в Русском музее, где центральное место (здесь дело не в количестве) занимают произведения, созданные в последние 40 лет, актуальна. В камне работали практически все отечественные мастера скульптуры: Сергей Конёнков, Владимир Домогацкий, Степан Эрзя, Олег Комов. Неожиданным оказался здесь живописец и график Илларион Голицын с Похищением Европы из белого и светло-коричневого известняка. Полированная «голова» покоится на необработанном блоке. Встреча известного московского скульптора Елены Мунц создана из двух бордюрных блоков. Это образы душ, которые стремятся друг к другу. Но главный герой произведения — все же пространство, разделяющее души. Это еще один аргумент в разговоре о публичности каменной скульптуры.

Патриарх отечественной скульптуры Лев Сморгон сконструировал своего скейтбордиста (Скейтборд, 1991) из пяти кусков гранита, монументальность персонажа вступает в спор с малозначительностью его занятия. Еще ироничнее Геракл петербургского скульптора Роберта Лотоша, согнувшийся под тяжестью собственных подвигов. Большая версия скульптуры установлена в Малоохтинском парке. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+