18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Можно ли рассказать просто о сложном?

№33
Материал из газеты

Издательство «Авангард» запускает новую серию монографий, посвященных ведущим художникам современной России. Вышли два первых выпуска — о творчестве Олега Кулика и о дуэте Владимира Дубосарского и Александра Виноградова

В обращении к читателю московский коллекционер и издатель Пьер Броше рассказывает, что призывал своих авторов отвечать так, как если бы их об этом попросили близкие друзья, не разбирающиеся в искусстве. Так и есть. За последнее время выпущено много фундаментальных и тяжеловесных «персональных» каталогов; интеллектуальных книжек, связанных с искусством, тоже публикуется достаточно; и все же современное искусство до сих пор не может избавиться от тега «непонятное». Изящная по задумке и более чем разумная в современных условия серия «Имена» издательства Ad Marginem, кажется, такой цели не преследовала. Зрителю, коллекционеру и просто интересанту приходится рассчитывать только на свои силы. Многим эта задача удается, о чем свидетельствуют на удивление толковые вступительные тексты Дмитрия Волкова, выступившего от имени компании Social Discovery Ventures, финансово поддержавшей проект.

Первые два выпуска серии, планируемой большой и представительной, посвящены звездам 1990-х. Одна — дуэту Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, другая — Олегу Кулику. Виктор Мизиано, автор монографии о Дубосарском — Виноградове, своих героев называет «художниками поколения». Но и Кулик имеет не меньшее право претендовать на такое звание. Это правильно: герои 1990-х заслужили бронзовые памятники в полный рост. А уменьшенные копии этих монументов должны продаваться в каждом газетном киоске.

Есть небольшая психологическая проблема для самих мастеров искусств: они не очень готовы к последовательной музеефикации и переживают фрустрации из-за некоторых эпизодов своей творческой биографии. Оба персонажа изначально строили проекты на работе в медиальном пространстве, но теперь уже прилагают усилия к тому, чтобы как-то отслоить созданные ими же самими медийные образы. (Олег Кулик однажды сказал: «Моя биография — это тот имидж, который мне навязывает общественное мнение…»)

Таким образом, следует признать, что перед авторами, Виктором Мизиано и Людмилой Бредихиной, откликнувшимися на призыв Пьера Броше, стояла весьма сложная задача чисто литературного свойства. И они смогли! Героическими усилиями пригладили присущий им интеллектуальный «хардкор», не сделав при этом никаких послаблений по части интеллектуальной насыщенности и научной достоверности. Тексты главреда «Художественного журнала» Виктора Мизиано пересыпаны максимами Жана Бодрийяра и других любомудров современности. Но и они выглядят уместными в таком заведомо просветительском контексте. Особенно следует отметить точные и изощренные описания конкретных работ — жанр достаточно необычный для этого автора, наклонного, скорее, к абстрактному теоретизированию.

Текст Бредихиной немного выпадает из формата, подразумевающего отстраненность. Людмила — до определенного момента жена, соратница Олега Кулика. Именно она теоретически оформила Анималистический проект, а в некоторых случаях ее имя указывалось в качестве соавтора. Сейчас выступая уже как ученый, с высокой степенью корректности и последовательности она описывает объект своего исследования. При этом время от времени тактично вплетая в повествование крайне занимательные фрагменты чисто автобиографического свойства. 

Бредихина Л. Олег Кулик. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Мизиано В. Виноградов и Дубосарский. М.: Авангард, 2015. 96 с.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+