18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Дега — шутник, поэт, отшельник и искусный рисовальщик

№33
Материал из газеты

Как развивалось новаторское и уникальное мастерство великого импрессиониста?

Эдгар Дега был прежде всего рисовальщиком, и, как показывает книга, его долгий путь можно проследить, анализируя лишь рисунки и пастели. В прекрасно иллюстрированном, тщательно разработанном и на удивление доступном труде Кристофер Ллойд прослеживает биографию Дега, останавливаясь на основных этапах развития его графической манеры. Ключевые работы мастера рассмотрены в контексте академических практик, общей истории импрессионизма и постимпрессионизма, а также самой биографии художника.

Ллойд утверждает: мастерство Дега-рисовальщика оставалось краеугольным камнем его творчества на протяжении всей жизни. Подготовительные рисунки, несомненно, играли важную роль в ранние годы, когда Дега в основном писал картины на исторические сюжеты, портреты членов семьи и друзей. Влияние традиции было значительным и тогда, и позднее, когда в 1860-х годах он совершил резкий поворот к темам из современной жизни — как в сохранившихся набросках из блокнотов, так и в созданных для рынка цветных графических листах.

Дега создал множество рисунков по мотивам работ старых мастеров: известно более 600 таких вариаций, к которым он (как и Поль Сезанн) продолжал возвращаться через много лет после учебы. Он никогда не был слепым подражателем: на протяжении всей своей жизни творчески перерабатывал первоисточники, неизменно питавшие его художественное воображение. Ллойд проводит уместную параллель с Антуаном Ватто, который, подобно Дега, имел своего рода фонд рисунков, к которым обращался при создании живописных работ.

Дега известен частыми переменами манеры на поздних этапах жизни. По мнению Ллойда, движущей силой здесь стало стремление к совершенству, непрерывный поиск оригинальности. Художник экспериментировал с различными техниками и материалами.

Живопись эссенцией в 1860-е годы дала ему больше свободы, придала его листам особую эмоциональность и непосредственность.

В 1870-е Дега разрабатывал технику монотипии, используя ее как основу для гуашей. Позднее, в 1880–1890-е годы, он работал с калькой — это позволяло произвольно изменять и развивать композицию. К 1890-м его любимой техникой стала пастель, размывающая границы между живописью и графикой. Поздние обнаженные Дега написаны интенсивно, яркими, даже кислотными, цветами, нанесенными энергичной штриховкой.

Ллойд уделяет внимание техдеталям, понятно объясняя такие инновации, как монотипия, описывая эксперименты Дега с разными фиксирующими средствами для пастели. В книге есть и примеры визуального анализа: как художник изменял угол наклона карандаша, добиваясь особого эффекта, или работал пальцами, размывая и размазывая рисунок в манере, предвосхитившей модернистов.

Из-за того, что сам по себе текст книги сравнительно краток, некоторые частности биографии Дега представлены предельно сжато. Однако при этом Ллойд подробно останавливается на отдельных произведениях (Портрет Эдмона Дюранти (1879) из Коллекции Баррелла и Ожидание (ок. 1882), хранящееся в Музее Гетти) и других ключевых моментах: первых изображениях современной жизни в 1860-е годы, изображениях обнаженных в технике пастели, экспонировавшихся на последней выставке импрессионистов в 1886-м, пейзажах-монотипиях на выставке у Дюран-Рюэля в 1892‑м. В книгу вошла богатая подборка иллюстраций из частных и музейных коллекций: копии старых мастеров, наброски близких, рисунки жокеев и балерин, монотипии с мотивами пейзажей и сцен из публичных домов, пастельные изображения модисток и обнаженных.

Остроту книге придают подробности, рисующие характер Дега: шутник, поднявший воротник из-за того, что в картинах Клода Моне много свежего воздуха, автор сонетов, отшельник-мизантроп в последние годы. 

Edgar Degas: Drawings and Pastels. Christopher Lloyd. Thames & Hudson. 320 с. £24,95 (твердая обложка). На английском языке

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+