18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Три самые интересные выставки недели

Все жанры и техники русского рисунка XVIII века в Третьяковской галерее, рыцарские ордена Европы в Московском Кремле, история отечественной фотографии за последние 70 лет в Центре фотографии им. братьев Люмьер.

Выставка «Художник и время. Рисунок XVIII века», развернутая в нескольких залах Государственной Третьяковской галереи, охватывает всю историю зарождения русского рисунка во всех его техниках: пастели, акварели, рисунка пером, карандашом, углем и сангиной. В центре здесь жанр портрета, завезенного европейскими мастерами, работавшими пастелью, и получившего необычайную популярность, особенно в портретной миниатюре, представленной замечательными отечественными мастерами Гавриилом Скородумовым и Владимиром Боровиковским. Не забыт и пейзажный рисунок, полюбившийся путешествующим художникам и тем мастерам, кто увлекался видовым и городским пейзажем, — здесь работы Сильвестра Щедрина, Федора Матвеева, Андрея Мартынова, Федора Алексеева. XVIII век в русском искусстве — время теснейшего взаимодействия отечественных и западных художников, поэтому им отведен специальный раздел, главным образом с рисунками архитекторов Джакомо Кваренги, Жан-Франсуа Тома де Томона, Чарльза Камерона, декоратора Паоло Гонзаги. Еще одна тема — учрежденная в 1757 году Академия художеств, она представлена рисунками ее преподавателей и учеников: Габриэля-Франсуа Дуайена, Луи Жана Франсуа Лагрене, Антона Лосенко, Михаила Козловского. Особенностью русского рисунка того времени было и огромное число произведений неизвестных художников, часто в профессионализме и качестве не уступающих профессионалам. Многие из них экспонируются впервые, после реставрации. До 4 октября.


«Рыцарские ордена Европы» — выставка и для знатоков фалеристики, и для тех, кто впервые знакомится с этим, без преувеличения, искусством. В экспозиции — знаки рыцарских орденов российских императоров из фондов Музеев Московского Кремля, знаки ордена Подвязки императора Александра II из Королевской коллекции Великобритании, предоставленные королевой Елизаветой II, исторические документы из Архива внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел РФ, портреты членов российского императорского дома из Государственного исторического музея. Ядро же выставки составляет богатое собрание коллекционера Андрея Хазина, включающее знаки высших орденов европейских государств, которых нет даже во многих музейных коллекциях. Здесь ордена Австро-Венгрии, Ватикана, Великобритании, Португалии, Пруссии, Франции наполеоновских времен. И это помимо знаков российских правителей. В ходе подготовки выставки было сделано даже открытие, что случается крайне редко. В коллекции Хазина обнаружилась награда Николая II — Королевская Викторианская цепь, учрежденная в 1902 году королем Эдуардом VII для награждения иностранных монархов, князей и глав государств. Цепь была продана большевиками после передачи из Оружейной палаты, куда она попала в составе эвакуированных из Петрограда дворцовых ценностей, в Государственное хранилище ценностей РСФСР и теперь вдруг оказалась на выставке, к которой был приурочен выход и красочно оформленного каталога собрания Хазина «Рыцарские ордена Европы» со вступительной статьей коллекционера. До 30 июня.


Выставкой, прослеживающей весь путь советской и российской фотографии сквозь призму журнала «Советское фото», Центр фотографии им. братьев Люмьер отмечает свое пятилетие. Этот журнал для фотолюбителей и профессионалов, выходивший с 1926 по 1997 год, был действительно уникальным, не имевшим аналогов в мире. В нем печатались ведущие эксперты в области фотографии и писатели, такие как, например, Илья Эренбург, Виктор Шкловский и Лев Аннинский. Снимки любителей в издании соседствовали с произведениями высочайших профессионалов, составляющих сегодня гордость отечественного фотоискусства. В результате получилась выставка об истории страны, зафиксированной фотокамерой, об отечественном фотоискусстве в разных жанрах, от репортерских снимков до постановочных, о фотоклубном движении, начиная с легендарного Ленинградского фотоклуба при Выборгском дворце культуры и заканчивая яркими региональными и национальными школами. В экспозиции — винтажные отпечатки из коллекции центра, фотоработы из фондов и частных собраний, экземпляры журнала «Советское фото» и отдельно самые яркие материалы из них. До 6 сентября.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+