18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Застой в экономике Бразилии ударил и по искусству

№33
Материал из газеты

Музеи и галереи по всей стране откладывают или отменяют выставки из-за отсутствия спонсоров. В некоторых штатах и вовсе не до искусства: нехватка питьевой воды и перебои с электричеством, коррупционные скандалы не добавляют энтузиазма директорам художественных институций

Экономический кризис в Бразилии негативно отразился на культурной жизни: сорвалось несколько крупных выставок. В феврале бразильский реал упал до 10-летнего минимума, за последние пять месяцев потеряв около 30% своей стоимости по отношению к доллару. В некоторых штатах, включая Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Минас-Жерайс, — нехватка питьевой воды и перебои с электричеством, а недавно еще и разгорелся крупный коррупционный скандал, в центре которого оказалась бразильская государственная нефтяная компания Petrobras, прежде один из главных спонсоров арт-мероприятий.

Около миллиона бразильцев вышли на улицы 15 марта, требуя объявить импичмент президенту Дилме Руссефф, бывшему министру энергетики.

Основные музеи стали переносить выставки, запланированные на конец этого года и начало следующего. Так, Культурный центр Банка Бразилии был вынужден отложить ретроспективу известнейшего американского художника Эдварда Хоппера, намеченную на октябрь, а также выставку шедевров из Лувра, которая должна была состояться в следующем году.

Никуда не едем

Ретроспектива Марины Абрамович (Terra Comunal, до 10 мая) в Сан-Паулу в Центре Помпея Социальной службы коммерции (SESC) теперь вряд ли отправится на гастроли, как это изначально предполагалось, а выставка окаменелых костей динозавров из Американского музея естественной истории, которая должна была пройти в Интерактивном музее науки Катавенту во второй половине этого года, по всей видимости, сорвется.

Один из самых известных в стране центров современного искусства, «Инхотим» в штате Минас-Жерайс, отложил открытие двух павильонов, посвященных работам швейцарского фотографа Клаудии Андухар и датского художника Олафура Элиассона. Изначально планировалось открыть их еще в сентябре 2014 года. Причина задержки — падение стоимости железа, уверен исполнительный директор центра Антонио Грасси. А так как Бернардо Пас, основатель «Инхотима», большую часть своего состояния сколотил как раз на его добыче, то обеспечить свою 30%-ю долю от $12,3 млн — общего годового бюджета «Инхотим» — в этом году ему не так легко, объясняет Грасси.

Другие страдают не меньше. Автомобильная промышленность в 2014 году упала на 16% по сравнению с 2013 годом, поэтому концерны, например, FIAT, с трудом могут финансировать культурные события с таким же размахом, как прежде, в более удачные годы. Дом культуры FIAT в Белу-Оризонти, вероятно, отложит на время выставку работ Орацио и Артемизии Джентилески.

Не говоря уже об экономических проблемах, сама по себе организация выставки в Бразилии — процесс хлопотный и трудоемкий. Согласно так называемому закону Руане большинство выставок финансируется за счет налоговых льгот, которые правительство предоставляет компаниям, а бюджет должен быть утвержден в местной валюте примерно за год до их открытия. Из-за обвала бразильского реала многие спонсоры остались без средств. Компания Petrobras не вложила ни сентаво в искусство по схеме Руане с 2012 года, когда на эти цели ею было выделено $16,6 млн. «Нефтяной гигант перестал играть ключевую роль в поддержке культуры», — считает Мария Игнез Мантовани, куратор таких популярных выставок, как, например, Импрессионизм. Париж и современность в Культурном центре Банка Бразилии в 2013 году. Досадно, что кризис разразился как раз на фоне бума выставок в стране: здесь состоялась половина из десяти самых посещаемых в мире выставок в прошлом году. «Мы наблюдали подъем, а сейчас становимся свидетелями упадка, что в общем-то очень печально, так как окно в мир только-только начало открываться», — вздыхает Арнальдо Шпиндель, директор компании Base 7.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+