Королева вернула Японии ценную реликвию

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Копия древнего мавзолея несколько десятков лет пылилась на складе

Королевской милостью Токио увидит модель разрушенной усыпальницы сёгуна
Королевской милостью Токио увидит модель разрушенной усыпальницы сёгуна

Елизавета II отдала в долгосрочное пользование храмовому комплексу в Токио одну из лучших архитектурных моделей в своей коллекции. Огромный макет усыпальницы, предназначенной для сёгуна (так называли правителя, в руках которого была сосредоточена реальная власть в Японии с 1192 года до периода Мэйдзи, то есть 1868 года), в 1910 году был преподнесен в подарок деду Елизаветы Георгу V и более полувека ждал освобождения из заточения в хранилище.
В мае 1945 года оригинальное здание XVII века, взятое за основу модели, было разрушено в результате американской бомбардировки. В апреле нынешнего года модель мавзолея Тайтокуин, названного в честь святого имени сёгуна Токугава Хидэтада, умершего в 1632 году, торжественно представили публике в храме Зодзё-дзи. Недавно над ней поработали японские реставраторы.

Грандиозный макет был создан по заказу городских властей Токио для японско-британской выставки, проходившей в Лондоне в 1910 году. Над его созданием трудились 150 мастеров и художников, в том числе известный японский скульптор Такамура Коун. Применяя традиционные материалы и техники, они построили модель в масштабе один к десяти, используя то, что осталось от древнего храма — 300-летний кипарис и тысячи крошечных бронзовых осколков черепицы. Внутри мавзолея воссоздана точная копия интерьеров оригинала: стены, пол и потолок покрыты позолотой, лаком и расписаны изображениями мифических зверей и птиц, цветов и деревьев. Модель огромна: 3,6 м в ширину, 5,4 м в длину и 1,8 м в высоту.

Когда выставка закрылась, модель была преподнесена в дар королю Георгу V, японская сторона надеялась, что мавзолей украсит Букингемский дворец. Монарх, однако, отправил подарок в Сады Кью (Лондон), в оранжерее которых он находился до 1958 года, когда был демонтирован из-за того, что потребовал реставрации.

С этого времени разобранная модель пылилась, никому не нужная, на складе сначала Министерства общественных работ, а затем «Английского наследия», откуда была передана на хранение в Энфилд и, наконец, оказалась на авиабазе возле Шрусбери. К 1975 году уже никто не помнил, что находится внутри потрепанных старых ящиков, содержимое которых один чиновник описал как «пагода… переданная в дар королеве Виктории императором из Азии». В 2002 году части конструкции доставили в хранилище Королевской коллекции в Виндзорском замке.

Договор о временной передаче макета храма сроком на пять лет легко может быть продлен (не исключено, что в будущем будет подписано постоянное соглашение), и архитектурный шедевр после долгих скитаний вернется на родину, обосновавшись в храмовом комплексе Зодзё-дзи, оплоте японского буддизма. Храм находится неподалеку от места, где когда-то стоял мавзолей, — теперь там раскинулось роскошное поле для игры в гольф.

«Ее величество считает, что для жителей Токио модель утраченного когда-то памятника архитектуры представляет особую ценность», — говорит директор Королевского собрания Джонатан Марсден

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+