18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Королева вернула Японии ценную реликвию

№33
Материал из газеты

Копия древнего мавзолея несколько десятков лет пылилась на складе

Елизавета II отдала в долгосрочное пользование храмовому комплексу в Токио одну из лучших архитектурных моделей в своей коллекции. Огромный макет усыпальницы, предназначенной для сёгуна (так называли правителя, в руках которого была сосредоточена реальная власть в Японии с 1192 года до периода Мэйдзи, то есть 1868 года), в 1910 году был преподнесен в подарок деду Елизаветы Георгу V и более полувека ждал освобождения из заточения в хранилище.
В мае 1945 года оригинальное здание XVII века, взятое за основу модели, было разрушено в результате американской бомбардировки. В апреле нынешнего года модель мавзолея Тайтокуин, названного в честь святого имени сёгуна Токугава Хидэтада, умершего в 1632 году, торжественно представили публике в храме Зодзё-дзи. Недавно над ней поработали японские реставраторы.

Грандиозный макет был создан по заказу городских властей Токио для японско-британской выставки, проходившей в Лондоне в 1910 году. Над его созданием трудились 150 мастеров и художников, в том числе известный японский скульптор Такамура Коун. Применяя традиционные материалы и техники, они построили модель в масштабе один к десяти, используя то, что осталось от древнего храма — 300-летний кипарис и тысячи крошечных бронзовых осколков черепицы. Внутри мавзолея воссоздана точная копия интерьеров оригинала: стены, пол и потолок покрыты позолотой, лаком и расписаны изображениями мифических зверей и птиц, цветов и деревьев. Модель огромна: 3,6 м в ширину, 5,4 м в длину и 1,8 м в высоту.

Когда выставка закрылась, модель была преподнесена в дар королю Георгу V, японская сторона надеялась, что мавзолей украсит Букингемский дворец. Монарх, однако, отправил подарок в Сады Кью (Лондон), в оранжерее которых он находился до 1958 года, когда был демонтирован из-за того, что потребовал реставрации.

С этого времени разобранная модель пылилась, никому не нужная, на складе сначала Министерства общественных работ, а затем «Английского наследия», откуда была передана на хранение в Энфилд и, наконец, оказалась на авиабазе возле Шрусбери. К 1975 году уже никто не помнил, что находится внутри потрепанных старых ящиков, содержимое которых один чиновник описал как «пагода… переданная в дар королеве Виктории императором из Азии». В 2002 году части конструкции доставили в хранилище Королевской коллекции в Виндзорском замке.

Договор о временной передаче макета храма сроком на пять лет легко может быть продлен (не исключено, что в будущем будет подписано постоянное соглашение), и архитектурный шедевр после долгих скитаний вернется на родину, обосновавшись в храмовом комплексе Зодзё-дзи, оплоте японского буддизма. Храм находится неподалеку от места, где когда-то стоял мавзолей, — теперь там раскинулось роскошное поле для игры в гольф.

«Ее величество считает, что для жителей Токио модель утраченного когда-то памятника архитектуры представляет особую ценность», — говорит директор Королевского собрания Джонатан Марсден

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+