Европа готовится пересмотреть законы об авторском праве

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Единый цифровой рынок может привести к потере доходов

Концентрическое исследование, Доминик Харрис
Концентрическое исследование, Доминик Харрис

Когда в январе бельгийский суд признал художника Люка Тюйманса виновным в плагиате (в 2011 году он написал портрет одного из бельгийских политиков, используя в качестве первоисточника фотографию, напечатанную в местной газете), многие в мире искусства усмотрели в этом деле признаки несостоятельности европейского законодательства об авторских правах. Критики встали на сторону Тюйманса, а он сам планирует подавать апелляцию, утверждая, что законы об авторском праве слишком строги. Недавно появилась информация о том, что эти ограничения будут ослаблены в рамках политики создания в Европе единого цифрового рынка. План, который будет опубликован Европейским Союзом (ЕС) в мае, включает в себя предложения по модернизации и сведéнию законов об авторских правах в цифровую эру. Председатель ЕС Жан-Клод Юнкер в своем заявлении отметил, что цель состоит в том, чтобы «ликвидировать существующие преграды» в таких областях, как законодательство по защите авторских прав и данных. Однако художники и организации, живущие на отчисления за тиражирование, опасаются, что смягчение законов об авторском праве может привести к потере дохода для авторов. «В дискуссии вокруг реформы законодательства об авторском праве ЕС сторонников реформы явно больше, — говорит Гилейн Тавадрос, исполнительный директор британского совета по лицензиям на изображения DACS. — Мы хотим убедиться в том, что любая реформа законодательства об авторском праве учитывает голос художников, чья творческая позиция и доходы напрямую зависят от копирайта». Подробная информация о предлагаемых изменениях в европейский закон об авторском праве будет опубликована 6 мая, когда ЕС выпустит официальную директиву о создании единого цифрового рынка. Пока же в Евросоюзе не пришли к согласию по цифровой стратегии, и обсуждение, как ожидается, продлится еще несколько месяцев. Для цифровых художников, чьи работы, как правило, легче копировать, проблема нарушения авторских прав стоит особенно остро. Британский художник Доминик Харрис рассказал, что музыкальный файлообменник Napster, закрытый в 2001 году, продемонстрировал, как легко было скопировать файлы в цифровом формате без потери качества. Сам Харрис разработал для своих работ специальные платформы. «Даже если скопировать одну из моих работ и удалить из нее файл памяти, все равно не получится скачать ее, например, на iPad», — уверен он. Харрис говорит, что цифровое искусство воруют все больше, при этом технологии пиратов совершенствуются, особенно в Азии. «Они покупают работу с одной целью — взломать защиту и размножить ее», — вздыхает он. Такие художники, как Харрис, признают преимущества обмена изображениями в Интернете. «Большинство художников, с которыми мы работали, считают, что свободный доступ к информации и изображениями — это хорошо, — говорит Айа Мусави, одна из авторов арт-проекта Moving Museum, кочевой выставки, на сайте которой размещено несколько цифровых заказов. — Вопрос в том, насколько можно контролировать ситуацию после того, как твоя работа оказалась в Интернете». Мусави добавляет, что, запустив Moving Museum вместе с Симоном Сакхаем в 2012 году, сама она пока не сталкивалась с проблемами нарушения авторских прав. Тем не менее законы об авторском праве ЕС сильно устарели с 2001 года, и здесь требуется уравнять права пользователей и художников, считает Гилейн Тавадрос.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
5
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+