Европа готовится пересмотреть законы об авторском праве

№33, май 2015
№33
Материал из газеты

Единый цифровой рынок может привести к потере доходов

Концентрическое исследование, Доминик Харрис
Концентрическое исследование, Доминик Харрис

Когда в январе бельгийский суд признал художника Люка Тюйманса виновным в плагиате (в 2011 году он написал портрет одного из бельгийских политиков, используя в качестве первоисточника фотографию, напечатанную в местной газете), многие в мире искусства усмотрели в этом деле признаки несостоятельности европейского законодательства об авторских правах. Критики встали на сторону Тюйманса, а он сам планирует подавать апелляцию, утверждая, что законы об авторском праве слишком строги. Недавно появилась информация о том, что эти ограничения будут ослаблены в рамках политики создания в Европе единого цифрового рынка. План, который будет опубликован Европейским Союзом (ЕС) в мае, включает в себя предложения по модернизации и сведéнию законов об авторских правах в цифровую эру. Председатель ЕС Жан-Клод Юнкер в своем заявлении отметил, что цель состоит в том, чтобы «ликвидировать существующие преграды» в таких областях, как законодательство по защите авторских прав и данных. Однако художники и организации, живущие на отчисления за тиражирование, опасаются, что смягчение законов об авторском праве может привести к потере дохода для авторов. «В дискуссии вокруг реформы законодательства об авторском праве ЕС сторонников реформы явно больше, — говорит Гилейн Тавадрос, исполнительный директор британского совета по лицензиям на изображения DACS. — Мы хотим убедиться в том, что любая реформа законодательства об авторском праве учитывает голос художников, чья творческая позиция и доходы напрямую зависят от копирайта». Подробная информация о предлагаемых изменениях в европейский закон об авторском праве будет опубликована 6 мая, когда ЕС выпустит официальную директиву о создании единого цифрового рынка. Пока же в Евросоюзе не пришли к согласию по цифровой стратегии, и обсуждение, как ожидается, продлится еще несколько месяцев. Для цифровых художников, чьи работы, как правило, легче копировать, проблема нарушения авторских прав стоит особенно остро. Британский художник Доминик Харрис рассказал, что музыкальный файлообменник Napster, закрытый в 2001 году, продемонстрировал, как легко было скопировать файлы в цифровом формате без потери качества. Сам Харрис разработал для своих работ специальные платформы. «Даже если скопировать одну из моих работ и удалить из нее файл памяти, все равно не получится скачать ее, например, на iPad», — уверен он. Харрис говорит, что цифровое искусство воруют все больше, при этом технологии пиратов совершенствуются, особенно в Азии. «Они покупают работу с одной целью — взломать защиту и размножить ее», — вздыхает он. Такие художники, как Харрис, признают преимущества обмена изображениями в Интернете. «Большинство художников, с которыми мы работали, считают, что свободный доступ к информации и изображениями — это хорошо, — говорит Айа Мусави, одна из авторов арт-проекта Moving Museum, кочевой выставки, на сайте которой размещено несколько цифровых заказов. — Вопрос в том, насколько можно контролировать ситуацию после того, как твоя работа оказалась в Интернете». Мусави добавляет, что, запустив Moving Museum вместе с Симоном Сакхаем в 2012 году, сама она пока не сталкивалась с проблемами нарушения авторских прав. Тем не менее законы об авторском праве ЕС сильно устарели с 2001 года, и здесь требуется уравнять права пользователей и художников, считает Гилейн Тавадрос.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
4
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
5
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
6
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+