Эффект «Присутствий» Пьера Дмитриенко

Пьер Дмитриенко. Dives-sur-Mer. 1954 г.
Пьер Дмитриенко. Dives-sur-Mer. 1954 г.

В женевской галерее Interart проходит выставка «Присутствия» французского художника, графика и скульптора Пьера Дмитриенко. Два десятка работ, созданных в период с 1954 по 1973 год, из частных коллекций едва ли не впервые за несколько десятилетий собраны вместе, чтобы напомнить о забытом мастере.

Его имя не мелькает на аукционах и арт-ярмарках, редко встретишь его картины и на выставках. Но у знатоков искусства XX века, преимущественно европейских, Пьер Дмитриенко на хорошем счету. При жизни художнику благоволили Шарль Этьен, Бернар Дориваль, Мишель Рагон. Сегодня послом Дмитриенко в арт-мире выступает Ирина Столярова — коллекционер с завидной подборкой авторов русской эмиграции. А его картины входят в собрания крупнейших мировых музеев: MоMA в Нью-Йорке, Центра Помпиду в Париже, Королевского музея изящных искусств в Брюсселе, Музея изобразительных искусств в Тель-Авиве, галереи Тейт в Лондоне.

Пьер (Петр) Дмитриенко родился в 1925 году в Париже в семье русских эмигрантов первой волны. Изучал архитектуру в Академии изящных искусств, но увлечение живописью оказалось сильнее. Его главным университетом стала парижская школа, учителями — Андре Ланской, Серж Поляков, Николя де Сталь, учебниками — полотна Пита Мондриана, Эжена Делакруа, Теодора Жерико, Франсиско Гойи и Джексона Поллока. Не желая дословно следовать ни одному из художественных направлений, Дмитриенко признавался, что «борьба между экспрессионистской формой и склонностью к символизму» в его творчестве не прекращалась ни на секунду. К чему она привела? К «присутствиям», к узнаваемой и отличной от других «парижан» интенсивности. Интенсивности света, цвета и формы. Сам же художник называл ее «аурой», которую в разные годы он искал в стихиях, в человеке и даже в Боге. Тему присутствий он будет разрабатывать до смерти (умер в 48 лет, от рака), ослабляя или сгущая краски, упрощая композиции, и варьируя сюжеты — будь то война в Алжире или религиозные мотивы. Художник говорил, что хотел пробудить в человеке сомнения относительно его природы. В этом смысле картины Пьера Дмитриенко честнее иного зеркала.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+